Чем отличаются бытовые и волшебные сказки

Жанровая классификация русских народных сказок

Научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»

Научное направление: Литературоведение

Жанровая классификация русских народных сказок

Автор работы: Елькина Мария (9В),

учащаяся МОУ СОШ №2

Научный руководитель: Шитова И.Г.,

учитель русского языка и литературы

г. Ноябрьск, 2009

Введение

3

Глава 1. Проблема жанровой классификации сказок

5

Глава 2. Анализ афанасьевской классификации:

2.1.Сказки о животных

2.2.Волшебные сказки

2.3.Бытовые сказки

2.4.Несоответствия в разрядах

9

9

10

11

12

Глава 3. Создание нового варианта классификации русских народных сказок

13

Заключение

17

Список литературы

18


Введение

Волшебный мир русских народных сказок… Он волновал меня с раннего детства, когда мне, совсем еще маленькой девочке, читали их на ночь. Прошло время, а увлечение сказками осталось. Изменилось только восприятие. Раньше оно было исключительно эмоционально-оценочным (я окуналась в этот мир и жила в нем вместе с героями, на себе чувствуя перипетии их судьбы), теперь стало аналитическим (я взглянула на сказку как на особый жанр, который мне захотелось исследовать). Именно поэтому я выбралаобъектом своего исследования сказки. Но, казалось бы, исследований о сказках написана масса, что же можно в них открыть еще? Долгое изучение литературы привело меня к такому спорному вопросу — это проблема жанровой классификации сказок.

Итак, причины обращения к теме исследования:

1. Спорность вопроса жанровой классификации сказок, условность каждой из ныне известных, неудовлетворенность фольклористами и литературоведамиклассификациями, существующими в данный момент.

2. Личный интерес к сказкам, желание их изучить и систематизировать для удобства дальнейшего постижения.

3. Есть и причина общечеловеческого характера, заключающаяся в формуле: «Сказка ложь, да в ней намек…». Не найду ли я среди всего этого мира волшебства и превращений ответы на волнующие меня вопросы?!

Таким образом, основной целью работы является попытка создать собственный вариант жанровой классификации русских сказок. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить существующие в данный момент варианты классификаций, обозначив их плюсы и минусы.

2. Определить инструментарий (отобрать критерии) для создания варианта классификации.

3. Предложить свой вариант классификации.

4. Распределить русские народные сказки афанасьевского сборника по разрядам созданной классификацией.

Итак, объект исследования — русские народные сказки. Ключевая причина обращения к ним: личная заинтересованность и увлеченность. Предмет исследования — классификация сказок. Ключевая причина обращения: отсутствие полной, завершенной и бесспорной в фольклористике на сегодняшний момент классификации.

Гипотеза:бесспорную классификацию создать можно при условии выбора удачных критериев, помогающих распределить тексты в группы, и учитывая минусы известных жанровых классификаций.

Этапы работы:

1. Постановка проблемы, выбор темы, выдвижение гипотезы.

2. Сбор материала:

A) библиографический поиск по проблеме жанровых классификаций сказок;

Б) анализ существующих классификаций;

B)чтение русских народных сказок с целью выявления
критериев для создания собственной классификации.

3. Подтверждение гипотезы путем распределения сказок по составленной классификации.

4. Выводы.


Глава 1. Проблема жанровой классификации сказок

В настоящеевремя известно несколько вариантов классификацийсказок,предложенныхразличнымилитературоведами и исследователями. В целях полноты и объективности работы привожу их в своем исследовании:

Классификация 1.

Срезневский излагает свою точку зрения во «Взгляде на памятники украинской народной словесности». По характеру содержания он их делит на:

· мифические (былинные);

· сказки о лицах, исторических событиях и частной жизни;

· фантастическо-юмористические.

Классификация 2.

В 60-е годы XIXвека Снегирев в связи с афанасьевским сборником в «Лубочных картинках русского народа в московском мире» делит на:

· мифические;

· богатырские;

· житейские.

Классификация 3.

Бессонов в»Примечании к песням Киреевского» делит на:

· былевые, богатырские;

· былевые, но не богатырские;

· лубочные;

· бытовые (сюда же входят и о животных).

Классификация 4.

Мифологи, по-своему интерпретировав сборник Афанасьева,пытаются создать иную классификацию. Орест Миллер предлагает следующее деление на:

· мифические сказки (343 таковых из афанасьевского сборника он еще подразделяет на 10 сюжетных кругов);

· нравственно-мифические (о душе, судьбе, правде);

· о животных;

· на богатырские сюжеты;

· возникшие под книжным влиянием;

· «Чистонравоописательные,характерачастно протестующего… в форме сатиры».

По сути дела это первая научная классификация. Но, хотя Миллер считал ее исторической, она, в общем-то, формальная.

Классификация 5.

М.П. Драгоманов в «Малорусских народных преданиях и рассказах» выделяет 13 рубрик. Веселовский обвиняет Драгоманова в том, что он не выдерживает заявленный принцип: прошлое-самобытное, древнее, языческое и новое-христианское.

Классификация 6.

Романов делит сказки на:

· о животных;

· мифические;

· юмористические;

· бытовые;

· космогонические;

· культурные.

Классификация 7.

В.П. Владимиров во «Введении в историю русской словесности» пытается использовать при делении сказокпринцип мотива. Он обнаруживает три разновидности мотивов:

· мотивы животного эпоса;

· мифологического характера;

· древне-былевого культурного характера.

Классификация 8.

В 1908 году Халанский делит сказкинасюжеты без определения в общие рубрики.

Классификация 9.

A.M. Смирнов в «Систематическом указателе тем и вариантов русских народных сказок» делит на:

· сказки о животных;

· о животных и человеке;

· о борьбе с нечистой силой.

Классификация 10.

Нетрадиционный подход к классификации использовал Вундт в «Психологии народов». Он делит сказки по формам развития от древнейших к позднейшим образованиям:

Мифическая сказка

Чистая волшебная сказка

Басня

«Биологическая» сказка и басня

Чистая животная сказка

Этиологическая сказка

Позднейшее образование: шуточная сказка, моральная басня.

Классификация 11.

Предложил ее сам Афанасьев, формируя сборник, затем Н.П. Андреев в 1927-28 гг. составил и «Указатель сказочных сюжетов». Сказки делятся на:

· о животных;

· волшебные;

· бытовые.

Эта классификация является сейчаснаиболеераспространенной, но в дальнейшем в своей работе я укажу на все ее минусы. Кроме того, сами авторы многочисленных учебников по устному народному творчеству отмечают, что единая классификация сказок не разработана в настоящее время, то есть верной классификации на сегодняшний день нет.

Прежде чем я перейду к подробной характеристике 11-ой классификации, хотелось бы отметить минусы всех вышеизложенных мной классификаций.

Так, по классификации Срезневского (1) представляется чрезмерно обширным и неясным второй блок: сказки о лицах, исторических событиях и частной жизни. Кроме того, непонятно, куда, по его мнению, следует относить животный эпос. Этот же вопрос можно обратить и к классификации Снегирева (2). Ошибкой
Бессонова (3) можно считать внесение сказок о животных в разряд бытовых, так как возникает противоречие «фантастика- нефантастика». В классификации Миллера (4) заостренность на форме оставляет в стороне героев разноплановых как действующих лиц. Нарушение основного принципа Драгомановым (5)
обнаруживает еще Веселовский.

Трудно установитьосновополагающий принцип в классификации Романова (6). Владимиров (7) при дробном делении по мотивам учитывает лишь 40 таковых, а их значительно больше (так, Сумцев называет 400). Классификация Холанского (8) грешит делением в сюжеты без определения общей рубрики, да и вообще практически всеми исследователями на сегодняшний момент признана устаревшей. A.M. Смирнов (9) создает еще большую путаницу, даже не закончив свой труд. Классификация Вундта интересна своим нетрадиционным подходом, но в нее попадают, к сожалению, не все сказки.

Сказки о животных

Происхождение вымысла. Темы, идеи, образы. Иносказательность сказок о животных. Поэтика и стиль: типы композиции, контаминация, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.

Сказки о животных составляют около 10% известного науке русского сказочного репертуара. Главными действующими лицами в них являются дикие или домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, иногда растения и люди. В.Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А.Н. Афанасьева (1957) выделяет шесть групп сказок этого вида:

1) Сказки о диких животных («Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев», «Звери в яме» и др.)

2) Сказки о диких и домашних животных («Волк в гостях у собаки», «Кот на воеводстве», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух»).

3) Сказки о человеке и диких животных («Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль забывается», «Медведь – липовая нога», «Скалочку – на гусочку»).

4) Сказки о домашних животных («Коза лупленая», «Коза с орехами»).

5) Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и бобовое зернышко»).

6) Сказки о прочих животных, растениях и др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Война грибов»).

Специфика вымысла этих сказок проявляется в том, что животные думают и говорят. Это очень древние сказки, возникшие в те времена, когда человек обожествлял и одухотворял природу, наделяя ее человеческими способностями. На ранней стадии это не были сказки в том виде, в каком они дошли до нас, а были рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя, родоначальника и покровителя рода. Эти рассказы имели магическое значение. Они давали советы, учили людей, как надо относиться к тотемному зверю, рассказывали об отношениях между собой животных и человека. Смысл этих рассказов состоял, прежде всего, в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. Позже, с развитием художественного мышления, такие рассказы превратились в сказки.

Постепенно человек научился не только охотиться на диких животных, но и приручать их, и его сознание освободилось от обожествления животных. В сказки входят сюжеты о победе человека над животными. Наблюдения человека над повадками животных наводили его на мысль, что они могут общаться друг с другом, передавать сигнал об опасности, сведения о наличии корма, опыт и т.д. Человек наделял животных собственными способностями и качествами. В сказках животные говорят и ведут себя, как люди.

С отмиранием культа животных в сказку стало входить ироническое изображение их смешных повадок. Мир животных в сказках стал восприниматься как иносказательное изображение человеческого мира. В классовом обществе животные стали олицетворять реальных носителей тех нравов, которые осуждались народом. Сказка превратилась в сатиру. По существу, сказки о животных – это иносказания, в них под звериными личинами- масками представлены люди. Цель сказки о животных – раскрытие человеческого характера, человеческой психологии. Все герои сказок о животных четко разделены на положительных и отрицательных. Это делает сказки более простыми для понимания хорошего и простого, добра и зла. Образы животных стали средством морального поучения, а позже – социальной сатиры. В сказках о животных осуждаются человеческие пороки: глупость, лень, хитрость, жадность, обман в целях наживы, угнетение слабых. И вместе с тем человеческие черты в сказках никогда полностью не вытесняют свойств животного.

То, что сказкам этого типа исторически предшествовали рассказы о почитаемых животных, привело к верному и точному воспроизведению некоторых естественных черт в поведении зверей. Сказочная лиса, как и настоящая, любит полакомиться рыбкой и тетеревом, она живет в норе. Кот, поедая принесенное мясо, рвет его когтями и урчит. В сказке тонко и умело сочетается изображение истинных повадок зверей с передачей аллегорического изображения характера человека. В своих персонажах сказка объединяет звериные и человеческие свойства, переосмысливает жизнь зверей как человеческую, незаметно, с большим искусством переводит изображение лесной жизни в аллегорическое изображение жизни человеческой. В этом состоит эстетическое своеобразие сказок о животных.

Сказки о животных давно ушли из обихода взрослых людей, они обычно рассказываются детям, и эта особенность бытования в детской среде повлияла на их идейно-художественное своеобразие. Возможно, когда-то сказки о животных содержали глубокие идеи, мысли, но со временем особенность детской аудитории потребовала упрощения идеи, низведения ее до немудреной морали, ибо жизненный материал нужно быть подать так ясно и просто, чтобы он легко усваивался ребенком. Основной смысловой аспект сказок о животных – моральный. Дети учатся понимать, что хорошо, что плохо. Чаще всего прославляется товарищество, благодаря которому слабые животные побеждают злых и сильных. Победа слабых приносит детям моральное удовлетворение.

Показывая и объясняя, сказки учат, наставляют, воспитывают ребенка, но поучение облечено в такую совершенную художественную форму, так тонко действует на психику, эмоции, что позволяет вместе с занимательным сюжетом усвоить и назидание. В то время, когда взрослые уходили на целый день, на покос или другие сезонные работы, дети в деревне часто оставались одни. Уговоры матери никуда не уходить из дома вряд ли могли подействовать на ребенка так, как сам собой напрашивающийся вывод в сказке «Кот, петух и лиса». Петушок не послушался котика-братика, высунулся в окошко, попал в лапы хитрой лисы, и она унесла его в свою нору.

Но ситуации, в которые попадают сказочные персонажи, – не главное. Они нужны лишь для того, чтобы полнее выявить характер героев, их взаимоотношения в критический для них момент. Сказки о животных, исполняемые взрослыми для детей, должны были научить их правильно ориентироваться в людях, понимать человеческие характеры и узнавать опасность в поведении внешне добрых людей. Поэтому в сказках о животных наиболее разработаны характеры персонажей. Если в волшебных сказках все звери выполняют одинаковую функцию, выступая в роли помощника героя, то в сказках о животных каждый из образов получает индивидуальную разработку характера.

Показательно, что главное действующее лицо многих сказок – лиса. Русский народ всегда считал, что хитрость – самое опасное качество человека. Пословица говорит: «Не бойся той, которая кричит, а бойся той, которая молчит», предупреждает: «С языка – медовый, а с нутра – ядовый (ядовитый)». Поэтому чаще всего в сказках о животных встречаем лису. Ее образ раскрывается в сюжетах «лиса, притворившись мертвой, крадет с воза рыбу». В сюжете «лиса-повитуха» она съедает масло или мед, притворившись, будто ее зовут на родины или крестины. В сюжете «за скалочку – гусочку» лиса наутро за якобы пропавшую скалочку требует у хозяев, в доме которых она ночевала, гусочку, за гусочку овечку и т.д. В сюжете «ледяная и лубяная хата» лиса, попросившись на ночлег, обманом выгоняет зайца из его лубяной хаты. Она всегда предстает в сказках как существо хитрое, жадное, мстительное, коварное, беспредельно лживое, расчетливое и жестокое. На ее совести много проделок и проказ. Она не только играет на слабых струнках своих недругов, но и, пользуясь доверчивостью своих друзей, нещадно их обманывает ради любой корысти или просто из коварства. Во всех сказках она всегда выступает как притворщица, воровка. За это она наказывается, терпит неудачу, несмотря на все свои хитрости.

Волк действует в сюжетах «волк у проруби», «волк выманивает у старика разных животных, внучку и старуху», «волк и козел», «волк и свинья с поросятами», «волк и семеро козлят». В сказках он всегда изображается глупым, жадным, а иногда наглым. Он все время попадает впросак. Его обманывает не только хитрая лиса, но и другие животные – свинья, лошадь, овца, которых он хочет съесть. Главное его качество в сказках – беспредельная глупость. Вот старый одряхлевший волк надумал съесть козла. Тот согласился, а чтобы волку было удобней, велел ему встать под горой и разинуть пасть шире. Козел прыгает и убивает волка. Как видим, сказка допускает отклонение от реальных представлений человека о характере того или иного зверя. Охотники знают, что волк хитрый и опасный зверь, в жизни он вовсе не так глуп, каким обычно изображается в сказке.

Медведь в реальной жизни очень ловкий, сильный и неустрашимый зверь. В сказке он также предстает как самый сильный зверь в лесу. Но он глуп, потому что располагает силой и властью – качествами, при которых ум ни к чему. К тому же в сказках он неуклюж, давит все, что попадет ему под ноги. В сказках о медведе его неуклюжесть и неповоротливость переносятся на характер и определяют манеру его поведения.

Из других зверей в сказках популярен заяц – трусливый, безобидный и всеми обижаемый. Из домашних животных часто встречаются кот, баран, пес, наиболее популярен петушок. Он беззаботен, легковерен, поддается на лесть и обман, поэтому попадает в трудное положение, а в некоторых сказках гибнет. Как видим, в этих сказках нет мифологических или фантастических животных: ни многоголового змея, ни жар-птицы. Все персонажи – это реальные домашние и дикие животные.

По сравнению с другими типами сказок, сказки о животных обычно невелики по размеру, у них очень устойчивый и простой сюжет, который построен таким образом, чтобы с предельной полнотой в коротком эпизоде передать характер и взаимоотношения персонажей. Сюжет некоторых сказок имеет краткую экспозицию. Например, в сказке «Волк и семеро козлят»: «Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму; как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детятушки! Отворитеся, отопритеся!». И козлятки отпирают дверь». Экспозиция характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится вымысел: коза и ее дети обладают человеческими качествами.

Большинство сказок о животных начинается сразу с завязки. Например, в сказке «Мужик, медведь и лиса»: «Пахал мужик ниву, пришел к нему медведь и говорит ему: «Мужик, я тебя сломаю». Завязка удивляет слушателя необычной ситуацией, приковывает внимание к ней. За завязкой следует развитие сюжета. Однако сюжет в сказках о животных не получил значительного развития, он очень прост. Часто встречаются одноэпизодные сказки: животные встречаются с человеком или друг с другом.

Многократность встреч – другой распространенный тип развития сюжета. Животные последовательно встречаются друг с другом или с человеком. Последняя встреча с внешне безобидным, но на самом деле смелым или коварным животным завершает сюжетный конфликт. Так, в сказке «Колобок» одноименный герой благополучно уходит от дедушки и бабушки, зайца, медведя и волка, но попадает на зубы «ласковой» лисе. В сказках такого типа часто варьируется один и тот же повторяемый мотив в прозаической или стихотворно-песенной форме. Например, Колобок в своей хвастливой песенке перечисляет новые «победы», подготавливая неожиданную развязку. Повторяющуюся песню мы найдем и в сказках «Коза и семеро козлят», «Медведь на липовой ноге», «Коза лупленая» и др.

Прием встреч дает возможность свести в сюжете любых животных, показать их качества. В небольшом эпизоде обыгрываются основные черты персонажей: хитрость лисицы, глупость волка, простодушие петушка, беззащитность зайца и т.д. Разновидностью одноэпизодной сказки является сказка-диалог, построенная на разговоре двух персонажей («Лиса и тетерев», «Лиса и дятел», «Волк и коза»). Сказка «Лиса и тетерев» вся построена на диалоге, в котором через разговор двух персонажей предельно обнажена их суть. Речь лисы льстива. Она пытается обмануть и сманить с дерева тетерева, завораживает его хитрыми убаюкивающими словами, выжидает момент, чтобы схватить его. Внешняя простоватость и невозмутимость тетерева переданы в его бормотании, он повторяет сказанное лисой, добавляя звуки «бу-бу», вроде бы с ней соглашаясь. Но вместе с тем тетерев не так прост, как кажется. Он и сам не прочь обмануть лису и поставить ее перед опасностью встречи с собакой.

Часто две или несколько одноэпизодных сказок об одном персонаже, на одну тему, например, о хитрости лисы, контаминируются, т.е. соединяются, образуя целостный сюжет. Так, постоянно контаминируются самостоятельные одноэпизодные сюжеты «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет».

Особой формой композиции, очень характерной для сказок о животных, является кумулятивное построение действия. Это последовательное, как бы цепочное соединение одинаковых эпизодов, в котором каждый последующий элемент значительнее предыдущего, например, в популярной сказке «Теремок». В теремке поочередно поселяются мышка, лягушка, комар, заяц, лиса, волк. Последний эпизод, появление медведя, предваряет развязку. Медведь разрушает теремок – звери разбегаются. Такое построение содействует более легкому пониманию и запоминанию сказок. К этому типу относится сказка «Коза с орехами». Коза пошла за орехами и не вернулась домой. Козёл посылает за ней волков, волки отказываются, на волков посылают людей, на людей медведей, на медведей обух и т.д., до тех пор, пока кто-нибудь не согласится исполнить просьбу. Тогда «гуси пошли червей клевать, черви пошли обух точить. Обух пошел быков валить, быки пошли воду пить» и т.д. В результате коза вернулась домой с орехами.

Обстановка, в которой происходит действие сказок о животных, будничная и хорошо знакома слушателям, поэтому не требует особого описания. Сказочные персонажи тоже знакомы и обыденны. Для их изображения не требуется красочного описания, ибо подробно в фольклоре описывается лишь необычное, незнакомое. Эмоциональная оценка сказочных персонажей достигается следующими выразительными средствами. Звери называются по имени-отчеству: кот – Котофей Иванович, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Потапыч, что создает пародийный оттенок в их изображении. Используются эпитеты, подчеркивающие присущие животным свойства, оттеняющие их характеристику: лягушка-квакушка, комар-пискун, кот-коток, серенький лобок, котишка-мурлышка, мышка-норушка, муха-горюха, вошь-поползуха, блоха-попрыгуха, зайка-побегайка, ножки тоненькие, сам легонький, медведь – лесной гнет, волк-дурень, серый дурак, лиса – на поле краса, премудрая княгиня, кумушка, лисица – масляная губица, слепень-жигун. Постоянные эпитеты также служат характеристике персонажей: волк серый, медведь косолапый, лиса рыжая, заяц косой, кот – шкодливый, щука зубастая. Для характеристики персонажей используется их речь. Важно в сказке не только то, о чем говорят звери, но и то, как они говорят. Речь лисы вкрадчива, колобка – хвастлива.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *