ЛФК для детей до года упражнения

Массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика способствуют за­каливанию детского организма, повышают его устойчивость к неблагоприятным внеш­ним воздействиям.

Массаж и гимнастику применяют детям строго индивидуально с учетом возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Массаж обычно предшествует гимнасти­ческим упражнениям. Например, поглажи­вание как один из элементов массажа у здоровых детей применяют уже с 3—4-не­дельного возраста, а гимнастику начинают с 1-месячного возраста. Систематическое применение массажа и гимнастики оказы­вает положительное влияние на развитие мышечной системы, кровообращение и ды­хание, улучшает обмен веществ, способст­вует формированию правильной осанки и укреплению здоровья ребенка.

Однако гимнастика и массаж не могут полностью удовлетворить потребность ре-

бенка в движениях. При длительном лежа­нии у ребенка снижается устойчивости к изменениям внешней среды. Двигательная активности служит одним из источников положительных эмоций ребенка.

Массаж и гимнастика полезны и детям с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии. Таким детям массаж и гимнастика проводятся специалистами.

Противопоказаниями к массажу и гимна­стике являются:

— острые заболевания, сопровождающи­еся повышением температуры;

— гнойничковые и другие заболевания кожи;

— заболевания подкожно-жировой клет­чатки, лимфатических узлов, суставов и ко­стей.

Массаж не рекомендуется:

— при заболеваниях крови;

— тяжелой степени гипотрофии и рахита;

— при острых воспалительных процессах в печени и почках;

— грыжах;

— некомпенсированных врожденных по­роках сердца.

У здорового ребенка противопоказаний к массажу и гимнастике нет, но при отрицательной реакции с его стороны необхо­димо временно отменить процедуры.

Грудные дети, которым систематически проводится массаж и гимнастика, к концу года отличаются лучшими показателями роста, массы тела, они реже болеют.

В связи с тем, что у грудных детей пре­обладают процессы возбуждения, у них це­лесообразно применят в поглаживание и растирание слабой силы для оказания успо­каивающего эффекта. Во время массажа надо ласково разговаривать с ребенком, поддерживая у него положительные эмоции и радостное настроение. Систематическими поглаживаниями можно добиться того, что легко возбудимый ребенок быстрее засыпает и спит спокойнее, дольше.

Растирание, похлопывание или легкое поколачивание способствует улучшению питания тканей, улучшает кровообращение в сосудах кожи.

Разминание повышает тонус и эластич­ности мышц.

При проведении массажа и гимнастики необходимо соблюдать определенные усло­вия: помещение должно быть хорошо про­ветрено, в первые месяцы жизни ребенка температура воздуха в комнате должна быть 22—24 °С, в дальнейшем — не менее 20 °С. Это способствует также закаливанию орга­низма. Летом гимнастические упражнения выполняются при открытом окне или на свежем воздухе в тени в защищенном от ветра месте (при температуре не ниже 22 °С).

Продолжительность массажа и гимнас­тики для детей до года не должна превышать 10 минут.

Перед массажем грудного ребенка надо подмыть и полностью раздеть. Если по со­стоянию здоровья этого сделать нельзя, малыша оставляют в легкой одежде. Руки мамы должны быть сухими и теплыми, с ко­ротко остриженными ногтями. Кольца, браслеты, часы снимают.

Массаж грудному малышу можно про­водить как без применения дополнительных косметических средств, так и с использованием различных кремов, масел и присыпок (продающихся в аптеках, разу­меется).

Однако для детей до 3 месяцев использование косметических средств нежелательно для избегания раздражения нежной ко­жи ребенка.

Массаж ручек и ножек

Положите малыша на спинку. Одной ру­кой удерживайте запястье массируемой руч­ки, другой легкими движениями поглажи­вайте ручку от кисти к плечу поочередно вначале внутреннюю поверхности, затем наружную. Помассируйте каждый пальчик руки без нажима. Повторите то же на дру­гой ручке.

Принцип массажа ножек тот же. Предварительно сделайте поглаживание стопин зафиксируйте левой рукой области голено­стопного сустава, а правой проведите по­глаживающие движения стоп малыша. Этот прием у малышей до 3 месяцев сочетайте с

рефлекторным разгибанием пальчиков сто­пы. Количество поглаживаний на каждой конечности 3—5 раз.

Начиная с начала четвертого месяца жизни в комплекс массажа ручек и ножек можно включить растирание и разминание. После каждого растирания или разминания проводится поглаживание.

Массаж груди и живота

По ходу межреберных промежутков от грудины к бокам большими пальцами обе­их рук проведите поглаживающие движе­ния 3—5 раз.

При массаже животика проведите 3— 5 раз круговые поглаживания по часовой стрелке ладонью правой руки.

Массаж спины

Поглаживание. Тыльной стороной со­мкнутых пальцев поглаживание спины сни­зу вверх, начиная с ягодиц. 4—6 раз.

Растирание. Тыльной стороной сомк­нутых пальцев, их средними фалангами круговыми движениями вверх по спине, начиная с ягодиц. 2—3 раза.

Поглаживание. Тыльной стороной со­мкнутых пальцев поглаживание спины сни­зу вверх, начиная с ягодиц. 4—6 раз.

Разминание. Костяшками сомкнутых пальцев проделать спиралеобразные движе­ния снизу вверх по спине. 2—3 раза.

Поглаживание. Тыльной стороной со­мкнутых пальцев поглаживание спины сни­зу вверх, начиная с ягодиц. 4—6 раз.

У малышей до трех месяцев применяет­ся только поглаживание. Остальные при­емы массажа (растирание, разминание) можно использовать на четвертом месяце жизни малыша.

Хочется отметить, что положение на жи­воте — это естественная поза ребенка пер­вых месяцев жизни. В положении на живо­те происходит самоочищение дыхательных путей от слизи, улучшается деятельность сердца и кишечника. Поэтому необходимо почаще выкладывать малыша на живот и вне процедур массажа.

Идеально, если массаж будет сочетаться с элементами гимнастики. Это повысит его эффективность.

Гимнастика

Гимнастика обуславливает разностороннее развитие двигательной активности, оказыва­ет благотворное влияние на весь организм, но особенно на опорно-двигательный аппа­рат.

Гимнастические упражнения для детей грудного возраста являются своеобразным биологическим стимулятором роста и одним из источников положительных эмоций.

Занятия гимнастикой следует проводить ежедневно в одни и те же часы, утром или после дневного сна, но не ранее чем через 30 минут после еды. Лучшее время для уп­ражнений — второе бодрствование, спустя 40—50 минут после второго кормления. Ос­лабленному ребенку с отставанием в физи­ческом и нервно-психическом развитии по­лезны занятия 2 раза в день.

Гимнастику лучше проводить в форме игры. В ходе занятия нужно ласково разго­варивать с малышом, стараться вызвать у него улыбку, хорошее настроение, побуж­дать его к активности с помощью ярких иг­рушек. Если ребенок беспокоен, плачет, упражнения прекращают. Упражнения с ре­бенком проводят до кормления в хорошо проветренной комнате, при температуре воздуха не выше 20—22 °С и нормальной температуре тела ребенка. Длительность за­нятий не более 5—10 минут.

Гимнастика для детей до года основана на пассивных, рефлекторных и активных движениях.

1—3 месяца. Для детей первых трех ме­сяцев проводят комплекс упражнений, ос­нованный на рефлекторных движениях: ре­флекторное ползание на животе; рефлек­торное сгибание и разгибание пальцев, рефлекторное разгибание позвоночника, «парение» — отклонение головы назад, раз­гибание позвоночника и ног в тазобедренных суставах. Эти упражнения вызывают разгибание мышц, имеют важное значение в укреплении мышц спины, развитии важных структур нервной системы.

1. Выкладывание на живот.

Для укрепления мышц спины и шеи уже в месячном возрасте ребенка выкладывают на живот на 2—3 минуты и добиваются, чтобы он поднимал и удерживал голову. Этот прием развивает умение держать голо­ву. Положите малыша на живот на ровную, твердую поверхность, например, на стол, покрытый одеялом, или в индивидуальный манеж. При положении ребенка на животе взрослые поддерживают его ладонью на уровне нижней части грудной клетки и жи­вота. Как только ребенок начинает опус­кать голову, выложите его на спину. Этот прием повторяют несколько раз в день. С этой же целью в возрасте 1,5—2 месяцев ребенка берите 2—3 раза в день на руки и немного подержите его в вертикальном по­ложении. Такое положение способствует тренировке, развитию мышечной системы и удержанию головы.

Рефлекторное разгибание позвоночника.

Положите малыша на бочок и аккурат­но придерживайте его ножки. Свободной рукой, отступив от средней линии (то есть от самого позвоночника) на 1 см, проведи­те от крестца к шее — туловище малыша прогибается и образует дугу.

Рефлекторное ползание.

Положите малыша на ровную твердую поверхность на животик. Согните ножки малыша в коленных суставах и отведите колени в сторону. Поставите ладони к сто­пам малыша. Как только малыш почувству­ет опору, он начнет отталкиваться от ваших ладоней и «ползти».

Рефлекторное сгибание пальцев ног.

Нажмите большим пальцем свободной руки (одна рука держит ножку малыша в области голеностопного сустава) у основа­ния пальцев подошвы стопы — пальчики стопы малыша согнутся.

Рефлекторное разгибание пальцев стопы.

Проведите пальцем вдоль наружного края стопы от мизинца к пяточке — пальчики разогнутся. Повторите упражнения 4 и 5 на другой ножке.

Рефлекторная ходьба.

Возьмите малыша в положение «под мышки». Дайте почувствовать пальчикам стопы опору твердой поверхности — малыш начинает делать движение ногами по типу «ходьбы».

С 3-х месяцев применяют упражнения пассивного характера. К этому времени уравновешивается тонус мышц сгибателей и разгибателей, появляются некоторые двигательные навыки. Упражнения: сги­бание и разгибание ног, разведение и скрещивание рук на груди, сгибание и разгибание рук, разведение и вращение ног в тазобедренных суставах и поднима­ние прямых ног, поворот со спины на живот.

1. Сгибание и разгибание ног.

Положите малыша на спинку. Возьмите голени малыша руками и осторожно согни­те в коленных суставах, приводя их к жи­воту. Затем проделайте упражнение в обрат­ном порядке. Повторите 3—5 раз.

Разведение бедер.

Согните ножки малыша в коленных су­ставах и, поддерживая их руками в облас­ти этих суставов, полукруговыми движени­ями отведите правое бедро вправо и одно­временно левое — влево.

Поднимание рук.

Дайте для захвата ручками малыша боль­шие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, выпрямите ручки и подними­те вверх вдоль головы и обратно. Повтори­те 3—5 раз.

Сгибание и разгибание рук.

Дайте для захвата ручками малыша боль­шие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, попытайтесь согнуть и разо­гнуть ручки малыша в локтевых суставах. Повторить 3—5 раз.

Скрещивание рук.

Дайте для захвата ручками малыша боль­шие пальцы ваших рук. После того как он их захватит, вытяните ручки малыша впе­ред, затем в стороны, затем скрестите на груди. Повторите 3—5 раз.

Поворот со спины на живот.

Дайте большой палец левой руки для за­хвата левой ручкой ребенка. Правой рукой захватите обе ножки малыша, выпрямите их и мягко поверните направо, одновре­менно потягивая ручку ребенка вперед, за­ставляя его повернуть плечевой пояс и го­лову в ту сторону, куда вращаются нижние конечности. Затем повторите поворот в другую сторону.

С 4—6 месяцев пассивные движения в за­нятиях постепенно заменяют активными. В комплекс упражнений дополнительно к вышеуказанным пассивным упражнениям включают упражнения с кольцами: 1) ребе­нок приседает, держась за кольца; 2) пере­ворачивается на живот, держась за кольца. В комплекс упражнений включают: побуж­дение к ползанию (за игрушкой, размещен­ной на некотором расстоянии от малыша, лежащего на животе), доставание игрушки (которую держит взрослый на некотором расстоянии от ручек малыша).

К концу 8—10-го месяца малыша можно обучить к самостоятельным активным уп­ражнениям: подниманиям рук вверх, отве­дениям их в стороны, повороты туловища при помощи побуждения малыша игруш­кой, вставание при помощи поддержки, «ползание на четвереньках», ходьба при по­мощи рук взрослого. Все эти упражнения выполняются по мере освоения малышом соответствующих навыков: ползания, стоя­ния.

Перед началом процедуры нужно убедиться, что ребенок здоров, не голоден и в хорошем настроении. Лучше раздевать малыша полностью и делать зарядку при комфортной температуре в помещении. Также важно помнить, что связочный аппарат у грудничка, особенно у новорожденного, нежный и эластичный. Все движения должны быть мягкими и щадящими. Интенсивность и амплитуда упражнений увеличивается после полугода, когда грудничок постепенно овладевает базовыми моторными навыками: переворачивается на живот, сидит, стоит на четвереньках, ползает, встает, приседает, делает первые шаги. В этом возрасте из пассивного наблюдателя малыш превращается в активного участника зарядки.

Зарядка для новорожденных

Как проводится гимнастика для новорожденных? И нужна ли она вообще? Этот вопрос должна задать себе мама, малыш которой родился абсолютно здоровым. С первых дней жизни начинается сложный период адаптации к новой среде. В этом возрасте большую часть времени дети спят, а в перерывах питаются. Кроме материнского тепла и заботы, малышу больше ничего не нужно в первые недели жизни. Поэтому можно услышать и такое мнение: не надо спешить ни с массажем, ни с гимнастикой. Что включает гимнастика для месячного ребенка? Все упражнения направлены на развитие равновесия и стабилизации в теле, а также тренировки мускулатуры. Никаких активных движений быть не должно. Все упражнения выполняются в максимально щадящем, плавном режиме, без силового нажима.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине, его таз находится в свободном положении, его не надо приподнимать или, наоборот, прижимать. Взрослый становится со стороны стоп малыша и сгибает его ноги под прямым углом по отношению к тазу. Также ноги должны быть согнуты под прямым углом в коленях. В этом положении нужно зафиксировать ножки младенца. Необходимо следить, чтобы колени грудничка находились на одной линии с плечевыми суставами. Следует обхватить колени малыша руками так, чтобы большие пальцы лежали на голени и внутренней поверхности коленного сустава. В таком положении нужно удерживать ноги на протяжении 3 минут. В этот период нужно воздействовать на колени на протяжении 7 секунд, потом уменьшать воздействие на протяжении 10 секунд, затем снова плотнее удерживать ноги.
  • Упражнение № 2. Это упражнение тренирует мышцы спины и шеи, формирует навык удерживания головы. Малыш лежит на животе. Взрослый, находящийся сзади, наклоняется и обхватывает руками плечи грудничка. Таким способом помогает ребенку удерживаться на локтях. Эта поза самостоятельно осваивается примерно в 3 месяца. Можно слегка разводить плечи малыша в стороны, это приведет к реакции — младенец начнет поднимать голову.
  • Упражнение № 3. Грудничок находится на спине, а взрослый стоит слева от него. Нужно подложить ладонь под голову малыша так, чтобы зафиксировать его голову. А другой рукой фиксируется правое колено грудничка таким же способом, как это выполняется в первом упражнении. Удерживать малыша также нужно в течение 3 минут, с поочередным воздействием и расслаблением. Затем нужно перейти на правую сторону и выполнить то же упражнение с левой ногой.

Никакой боли во время гимнастики малыш не должен испытывать. Он может заплакать из-за непривычных ощущений в теле, которые ему были до этих пор неведомы. Перечисленные упражнения полезны тем, что дают возможность телу проявлять ответные реакции на воздействие. Таким способом происходит самостоятельная тренировка мышц и формирование координации движения.

Второй месяц

Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине. Нужно взять его за запястья и развести руки в стороны, затем скрестить на груди, как будто малыш сам себя обнимает, и потом вернуться в исходное положение. Такое упражнение можно проделать 5-8 раз.
  • Упражнение № 2. Малыш в том же положении. Нужно обхватить его за предплечья и поднимать ручки вверх на уровень плечевого пояса, а затем опускать вниз, прижимая к туловищу.
  • Упражнение № 3. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить грудничка за запястья и выполнить несколько круговых движений руками вперед, а затем в обратную сторону.
  • Упражнение № 4. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить малыша за предплечья и выполнить несколько попеременных движений руками вверх и вниз.
  • Упражнение № 5. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить ребенка за запястья и предплечья и выполнить несколько ударных, боксирующих движений руками вперед.
  • Упражнение № 6. Грудничок в том же положении. Можно совершать круговые движения тазобедренными суставами с разведением коленей в стороны. Также можно применять метод пассивной стабилизации, как это делается в зарядке для новорожденных.
  • Упражнение № 7. Грудничок в том же положении. Нужно попеременно поднимать и опускать ноги, прижимая их к животу.
  • Упражнение № 8. Грудничок в том же положении. Нужно касаться пяткой правой ноги о колено левой, затем поменять ноги и таким же способом выполнить упражнение.
  • Упражнение № 9. Грудничок в том же положении. Необходимо выпрямить и соединить ноги малыша в коленях и стопах, после чего поднимать их вверх и опускать вниз.
  • Упражнение № 10. Грудничок в том же положении. Нужно приподнять его ножки вверх и сделать всем известное упражнение «велосипед», попеременно вращая ногами.
  • Упражнение № 11. Малыш лежит на животе, опираясь на предплечья. Необходимо согнуть ноги в коленях и прижать их к тазобедренным суставам, получится поза «лягушки».
  • Упражнение № 12. В этом же положении можно поочередно раздвигать ноги в стороны и вверх, сгибая в коленях. При раздвигании ног нужно действовать мягко, без нажима. Также можно попеременно сгибать ноги в коленях под прямым углом и имитировать движение, похожее на бег.

Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.

Третий месяц

Гимнастика для ребенка в 3 месяца должна быть направлена на формирование важного навыка — переворачивания на живот. Для этого необходимо укреплять мышцы шеи, спины и пресса, развивать равновесие. В этом возрасте можно проводить ту же гимнастику, что и в 2 месяца. Также зарядка усложняется другими упражнениями.

  • Подъем из положения на животе. Для этого необходимо вложить в ладошки ребенка большие пальцы и обхватить предплечья. Затем нужно осторожно приподнять кроху, как бы присаживая его, затем опустить в исходное положение. Можно выполнить 3-4 подъема.
  • Повороты на живот при помощи рук. Ребенок лежит на спине. Нужно взять его за одну руку и переместить ее через корпус в противоположную сторону. Затем такое же движение нужно повторить с другой рукой. Рефлекторно тело грудничка будет тянуться за рукой. Таким образом отрабатывается навык переворота со спины на живот.
  • Повороты на живот при помощи ног. Малыш лежит на спине. Нужно согнуть ногу и повернуть ее в сторону разворота корпуса, как бы закидывая ее на другую ногу. Тело рефлекторно начнет двигаться в сторону поворота ноги. Также повороты на живот можно совершать из положения на боку.
  • Разгибание позвоночника на весу. Для выполнения этого упражнения грудничка нужно взять под живот и приподнять. Рефлекторно малыш приподнимает голову и разгибает спину.

Четвертый месяц

Гимнастика для ребенка в 4 месяца повторяет комплекс предыдущих упражнений. Что особенно полезно детям в этом возрасте и что они воспринимают с восторгом?

  • Зарядка для ног. В этом возрасте малыш начинает воспринимать все действия взрослых как игру. Интересным для крохи будет упражнение «велосипед». Также дети любят «аплодировать» стопами. Для этого нужно приложить ступни ребенка друг к другу и прихлопывать ими. Можно складывать ноги в положение «лягушка» и раскачивать малыша, дотягиваться пальчиками стоп до носика и т.д. Также можно проводить растяжку таким способом: правую руку и левую ногу нужно подтягивать навстречу друг другу, затем поменять руку и ногу.
  • Зарядка для рук. Упражнение «ладушки» хорошо развивает мелкую моторику и приносит много позитивных эмоций. Можно выполнять перекрестные движения руками в форме объятий, «боксировать», «плыть» — все те упражнения, которые выполнялись в первые месяцы жизни.
  • Упражнения для пресса. Дети этого возраста уже пробуют подтягиваться на руках, если вложить в их ладони большие пальцы. В течение дня можно несколько раз устраивать для малыша такие подъемы, которые хорошо тренируют мышцы брюшного пресса, а также спины, рук и шеи.

В этом возрасте все движения становятся более энергичными и интенсивными. Ребенок из пассивного наблюдателя постепенно превращает в активного участника процесса.

Шестой месяц

Гимнастика для детей в 6 месяцев направлена на постепенное формирование навыка сидения и ползания. В этом возрасте и позже грудничок может предпринимать первые попытки вставать на четвереньки. И нужно всячески поощрять его желание принимать именно эту позу. Если малыш в этом возрасте еще не сидит — это нормально. Не стоит слишком часто его присаживать и форсировать развитие моторных навыков.

  • Подъем туловища. Упражнение выполняется из положения лежа на животе. Нужно приподнять ручки ребенка, развести в стороны и слегка подтянуть корпус к себе. В этом положении малыш хорошо удерживает голову, пробует вставать на колени. Если упражнение не получается, ребенку дискомфортно, не надо его повторять. Нужно вернуться к нему позже.
  • Навык ползания. Этот навык заложен природой, его не надо специально развивать. Но подтолкнуть к ползанию грудничка можно, мотивируя его новыми игрушками, привлекательными, яркими предметами быта и т.д. Когда грудничок лежит на животе, можно положить перед ним яркую игрушку. Это будет хороший стимул для продвижения вперед по-пластунски. Также можно немного помочь малышу, стимулируя ноги к движению. Для этого нужно поочередно сгибать их в коленях.
  • Мелкая моторика. Гимнастика для малышей этого возраста развивает не только крупную, но и мелкую моторику. Важно делать гимнастику пальчиков и массировать ладошки, при этом рассказывать потешки. Пальчиковые игры нравятся всем детям, кроме того, стимулируют работу мозга. Во время разведения рук в стороны, можно вкладывать в ладони ребенка игрушки в виде колец.

Особенности гимнастики во втором полугодии жизни

Гимнастика для детей до года делится на два этапа: пассивный и активный. После 6 месяцев начинается активная гимнастика, когда ребенок уже многое понимает (особенно к концу первого года жизни) и может выполнять ряд упражнений самостоятельно, в игровой форме.

  • Поощрение ползания. Хорошо, если малыш не спешит подниматься в вертикальное положение. Нужно время, чтобы окрепли и сформировались мышцы спины. Как и раньше, ползание можно стимулировать новыми игрушками, яркими предметами. Из положения на четвереньках грудничок со временем попробует подняться на ноги.
  • Укрепление мышц спины и живота. Можно уложить грудничка к себе на колени животом вниз, так, чтобы голова, грудь и плечи провисали. Из этого положения нужно попросить малыша поднять игрушку с пола. Это задание можно дать, когда ребенок лежит в таком же положении только на спине. Ребенок будет прогибаться, делая мостик, а затем подниматься в исходное положение.
  • Спортивный инвентарь. Чем старше становится малыш, тем больше навыков крупной моторики у него формируется. В упражнениях уже можно использовать подручные средства и спортивный инвентарь: скакалки, мячи, обручи, кегли. О фитболе для грудничков читайте в другой нашей статье.
  • Навык ходьбы. Примерно после 10-11 месяцев (у кого-то это происходит раньше, у кого-то позже) дети самостоятельно поднимаются, пробуют стоять без поддержки и делают первые шаги, держась за руку мамы или папы. В этом возрасте уже можно поощрять желание малыша ходить, приседать на корточки, вставать.

К концу первого года жизни дети любят копировать действия взрослых. Поэтому зарядку можно делать вдвоем. Малыш охотно будет приседать, делать наклоны в стороны, поднимать руки вверх, бросать мяч, наклоняться за игрушкой, становится на носочки, повторяя движения за мамой.

Азы динамической гимнастики: стоит ли начинать

Динамическая гимнастика — комплекс активных двигательных упражнений, которые выполняются на весу, в воздухе. Динамическая гимнастика для грудничков — тема спорная. Можно найти справедливые положительные отзывы об этой экстремальной зарядке. Какие именно?

  • Хорошо развивается не только скелет, мышечная система, но и вестибулярный аппарат.
  • Корректируется мышечный тонус.
  • Динамическая гимнастика формирует стойкий характер, уверенность в себе.
  • Дети в большинстве случаев позитивно настроены на воздушные упражнения.

Полярный негативный взгляд связан с опасениями, что динамическая гимнастика может навредить ребенку, привести к лабильности суставов, угасанию естественных двигательных рефлексов, стрессу. Что важно знать?

  • Да, действительно, при неумелом, неправильном выполнении упражнений грудничку можно нанести травму, в первую очередь — повредить суставы, хрящи, связки.
  • Поэтому родители, которые приняли решение заниматься с малышом динамической гимнастикой, должны пройти обучение у сертифицированного инструктора.
  • Важно научиться делать правильные и надежные захваты конечностей малыша.
  • Начинать нужно с самых простых упражнений, постепенно увеличивая время и интенсивность воздушных упражнений.
  • Нельзя сразу выполнять сложные упражнения: перебросы через голову, прокруты, кручения и т.д.
  • Взрослый должен быть уверен в своих силах и действиях, а если есть сомнения, то лучше упражнение не делать.
  • При динамической гимнастике высок риск падений малыша.
  • Риск травм увеличивается, если начинать заниматься после 6 месяцев, поскольку связки не тренированы, а масса тела ребенка значительно увеличилась.
  • Оптимальный возраст для начала занятий — 1,5 месяца.

Динамическая гимнастика для малышей включает такие базовые упражнения:

  • маятник за руки;
  • маятник за ноги;
  • маятник за руку и за ногу;
  • раскачивание вперед и назад за руки и ноги;
  • крестик за ноги и крестик за руки;
  • забросы на руку;
  • повороты за руку и ногу.

Противопоказания к динамической гимнастике: гипертонус или гипотонус, связанный с неврологическими заболеваниями; дисплазия тазобедренных суставов, подвижность суставов и другие ортопедические нарушения. Не всегда эти отклонения могут заметить родители. Поэтому перед началом занятий нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом и ортопедом.

Гимнастика для младенцев может быть лечебной и общей оздоровительной. Лечебную гимнастику должен проводить специалист по ЛФК. Но если у ребенка нет никаких нарушений, родители могут самостоятельно освоить простые, безопасные упражнения и выполнять их ежедневно.

Цели и задачи ЛФК для детей

ЛФК это не только комплекс упражнений. В понятие лечебной физкультуры входят также массаж, плавание, солнечные и воздушные ванны. Ежедневные занятия тонизируют, улучшают обменные процессы, малыш лучше развивается, происходит становление двигательных реакций.

Тактильный контакт при гимнастике и массаже улучшает настроение, вызывает позитивные эмоции.

Особенно важны упражнения для недоношенных детей или ребятишек у которых имеются проблемы со здоровьем.

Во время гимнастики мышцы усиленно снабжаются кислородом, дыхание становиться более глубоким, а значит укрепляются не только мышцы, активно участвуют в процессе практически все системы организма, в том числе головной мозг. Малыш учится правильно двигаться, переворачиваться, а чуть позже ползать, раньше начинает гулить и становится более общительным. Комплекс упражнений подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

Основная задача ЛФК для детей первого года жизни, нормализовать мышечный тонус крохи и укрепить его организм.

Важно! Упражнения для гимнастики и массаж подбирается специалистом, первые занятия проводятся под присмотром педиатра, необходимо в точности выполнять указания врача.

Все упражнения подразделяются на рефлекторные, когда движения выполняются детьми неосознанно, пассивные, если их малышу делает мама и активные, в случае если ребенок их производит сам.

Особенности лечебной гимнастики для малышей

Занятия проводятся ежедневно, не следует выполнять упражнения сразу после кормления или если малыш капризничает и плачет. Не нужно слишком утомлять малыша, нагрузки должны возрастать постепенно. К упражнениям приступают после того, как ему исполнится месяц, гимнастика обязательно чередуется с массажем.

Все упражнения выполняются аккуратно, нежно, без лишних усилий. Во время занятий с грудничком необходимо ласково разговаривать, улыбаться, это поможет крохе быстрее привыкнуть к ежедневной физкультуре, а Вам подарит незабываемые минуты позитивного общения.

Важно! Комплекс упражнений вместе с массажем не должен занимать более четверти часа.

Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.

Животик следует поглаживать только по часовой стрелке. Упражнения особо не любимые малышом, следует выполнять последними, после гимнастики и массажа детки крепче и спокойнее засыпают.

Конечно, необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков, комплекс лучше сочетать с воздушными ваннами, темпера в комнате должна быть 21-23°С.

Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, ему не подходят обычные упражнения, в этом случае комплекс подбирается индивидуально и проводить занятия должен врач ЛФК.

Правила проведения ЛФК

Для упражнений идеально подойдет пеленальный или обычный стол застеленный теплой пеленкой. Главное, не скользкая ровная поверхность и возможность свободного подхода к малышу.

Человеку, проводящему занятия, следует тщательно вымыть руки, они должны быть чистыми, сухими и теплыми, чтобы не поранить нежную кожу младенца, нужно коротко остричь ногти, снять часы и украшения.

Занятия начинают, не менее, чем через 45 минут после кормления, помещение, в котором будут проводится гимнастика, тщательно проветривают.

Каждое упражнение выполняют 3-5 раз.

Если малыш плохо себя чувствует, сильно капризничает, следует отменить процедуру до полного восстановления и перед возобновлением занятий обязательно проконсультироваться с педиатром.

Младенца, старше 1 месяца, для занятий можно полностью раздеть, новорожденных детей укрывают пеленкой и поочередно открывают места для массажа. Крохам упражнения чередуют с массажем, с детьми старше 6 месяцев, сначала выполняют необходимые упражнения, а массажем завершают занятия.

По мере взросления, комплексы упражнений усложняются. ЛФК для детей 1-2 лет содержат упражнения с игрушками, в этом возрасте вполне можно проводить совместные занятия, подавая малышу личный пример.

Комплексы упражнений

Все приведенные комплексы упражнений и элементы массажа, рекомендованы исключительно для здоровых малышей.

1-3 месяца

С новорожденными выполняют только рефлекторные упражнения. Они основаны на использовании врожденных рефлексов малыша:

  1. Выкладывание на животик. При этом ребенок рефлекторно поворачивает голову вбок, тренируются мышцы шеи и спины. Если в это время к пяточкам подставить ладони создав легкий упор, он будет пытаться двигаться вперед.
  2. Поглаживание стоп. Следует пальцем осторожно проводить по стопам ребенка, он будет сжимать и разжимать пальчики.
  3. Кроху укладывают на бок и осторожно проводят пальцами с обеих сторон позвоночника, примерно в сантиметре от позвоночного столба. Малыш при этом вытягивает спинку.
  4. Нежно поглаживают ручки и ножки малыша, от пальчиков вверх к плечам и бедрам.
  5. Укладывают малыша на спинку, ножки подтягивают к животу, ручки скрещивают на груди, головка тоже легко направляется к груди. Эта поза называется «эмбрион». Следует зафиксировать малыша на 0,5-1 минуту.
  6. Удерживая ребенка под мышки в вертикальном положении, стопами касаются стола, малыш при этом обязательно начнет перебирать ножками.
  7. С 2 месяцев можно выполнять с ребенком «велосипед», ножки сгибают в коленках, подтягивают к животу и осторожно «крутят педали».

Заканчивают гимнастику поглаживанием животика по часовой стрелке. Это позволяет улучшить пищеварение и избавить малыша от колик. Все упражнения делаются осторожно и сопровождаются ласковой речью и улыбкой.

4-6 месяцев

Ребенок подрос, усложняется и комплекс упражнений. С 4 месяцев можно покачивать его на мяче. Кроху укладывают животиком на специальный мячик с разведенными в стороны ручками и ножками. Необходимо следить, чтобы он не соскользнул с мяча. Затем, упражнение повторяют уложив ребенка на спинку. Такая гимнастика растягивает позвоночник, укрепляет мышцы спины.

  1. Круговые движения руками. Ручки скрещиваются на груди, затем вытягиваются вверх и через стороны возвращаются в исходное положение.
  2. Повороты на живот. Сбоку от ребенка кладут любимую игрушку и ласково поощряют малыша повернуться в ее сторону, затем помогают ему перевернуться на животик.
  3. Поддерживая малыша под мышки помогают ему присесть, а затем выпрямиться.
  4. Ребенка укладывают на ладони на живот, ножками малыш упирается в грудь человека выполняющего с ним упражнения и приподнимают кроху имитируя «самолетик».

В массаже присутствуют поглаживание, растирание, легкие постукивания.

7-9 месяцев

После полугода к знакомым и любимым упражнениям добавляются новые.

  1. Позволив ребенку крепко ухватиться за Ваши пальцы, тяните его вверх, чтобы он упирался пытаясь сесть. Не следует сажать ребенка насильно, просто предоставьте ему опору.
  2. Положив ребенка на живот слегка поднимайте его подложенными под животик ладонями, поощряя его встать на четвереньки. Когда ручки достаточно окрепнут, кладите перед ребенком яркую игрушку, чтобы ребенок дополз до нее.
  3. Игра в «тачку». Ребенка кладут на животик, затем поднимают его ножки, чтобы он двигался вперед перебирая руками.
  4. Занимаясь на фитболе (специальном мяче), следует покачивать малыша и поддерживая его за ножки позволить ему достать лежащую у мяча яркую игрушку.

Комплекс упражнений в этом возрасте занимает 30 минут.

10-12 месяцев

В этом возрасте малыш уже очень активно двигается, многие начинают ходить.

Следует поощрять ребенка собирать яркие игрушки, складывать в корзинку мячики. Если ребенок самостоятельно не ходит, нужно водить его под мышки, устраивать соревнования по совместному ползанью.

Хорошо укрепляет мышцы совместная возня, перелазанье через положенную на полу гимнастическую палочку. Конечно, кроху следует поддерживать, помогать ему, и всячески подбадривать.

ЛФК для детей 1 года не должна быть утомительной и слишком сложнной.

Превратите занятия в игру и тогда вместе с ребенком Вы получите море положительных эмоций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *