Нервный ребенок, что делать?

Содержание

«Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный

Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.

А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.

Признаки беды

А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.

Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:

  1. Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
  2. Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
  3. Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
  4. Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.

Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.

Первопричины и источники раздражительности

Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:

Желанием ребёнка привлечь к себе внимание

Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.

Формированием у малыша собственного «Я»

Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:

  1. С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
  2. С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
  3. С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
  4. С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.

И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.

Отсутствием единой модели воспитания в семье

Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.

В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.

Низким уровнем социализации

Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.

Семейными конфликтами

Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.

Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.

Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.

Читайте также: «Задержка психического развития у детей».

Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив

Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.

Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.

Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:

  • арт-терапия;
  • телесное ориентирование;
  • лечение сказками;
  • и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.

Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.

В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.

Профилактика

Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.

Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.

  • Станьте друзьями

Если ребёнку нужны внимание и забота, дайте их ему. Станьте для него не только родителем, но и верным товарищем с которым и невзгоды можно разделить, и последней конфетой поделиться не жалко.

  • Ослабьте контроль

Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.

  • Найдите компромисс

Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.

  • Перестаньте ссориться

Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.

Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).

Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?

Что делать, если ребенок нервный и непослушный? Как избавиться от детских истерик?

Практически все родители рано или поздно сталкиваются с непослушанием своих детей. Необходимо выявить причину и следствие капризов и истерик своего чада. Чаще всего исправить поведение ребенка можно, но только изменив принципы воспитания.

Непослушание или болезнь

Нервозное состояние малыша подразумевает повышенную возбудимость, поведенческие изменения периода сна и бодрствования, истеричность, частое раздражение.

Общение с капризным ребенком бывает весьма трудным.

Родителям сложно оставаться спокойными, когда на любую просьбу ребенок реагирует истерикой. Но больше всего такое поведение приносит вред самому малышу.

Нервные дети не способны адекватно общаться с ровесниками, радоваться жизни и беззаботно играть.

Ученые и врачи считают, что неправильное воспитание в самом раннем возрасте является причиной проявления неврозов у детей.

Между плохим поведением ребенка и его нервным состоянием имеется прямая связь. Очень сложно выявить истинного виновника ситуации. И родители, и сами дети косвенно влияют друг на друга.

К основным причинам детского непослушания можно отнести:

  • Привлечение внимания взрослых
  • При недостатке ласки и заботы, ребенок инстинктивно начинает провоцировать родителей на яркое проявление эмоций.

    Детский мозг сразу замечает, что при совершении какого-либо проступка, родители моментально обращают все свое внимание на него.

  • Излишняя опека над детьми


Ребенок, который окружен постоянным контролем и запретами, не может быть самостоятельным.

Для того чтобы отстоять свою точку зрения и расширить зону свободных действий, малыш начинает проявлять непослушание.

  • Обиды ребенка, даже самые незначительные на взрослый взгляд, оставляют неизгладимый след в его душе
  • При сильных ссорах родителей, при необдуманном обмане ребенка или при неправильном поведении окружающих, у детей может возникать желание отомстить.

  • Расстройство малыша, когда он не может самостоятельно выполнить что-то задуманное
  • Особенно это касается вещей, легко выполняемых другими.

  • Утрата уверенности в себе
  • При частых унижениях и одергиваниях ребенка, придирках и наставлениях, при отсутствии похвалы и добрых слов, самооценка малыша сильно снижается. Сравнение с другими детьми также негативно влияет на психику.

  • Нездоровая семейная обстановка
  • При частых ссорах родителей, криках и оскорблениях, увеличивается тревожность маленьких членов семьи, развивается замкнутость и проявляется непослушание.

  • Недостаток словарного запаса и неправильное выражение эмоций
  • Маленьким детям бывает сложно правильно выразить свои мысли и чувства.

  • Наличие психических расстройств и патологий нервной системы.

Модель детского поведения тесно связана с психоэмоциональным развитием. Только при серьезных неврологических заболеваниях можно считать непослушание болезнью.

Во всех остальных случаях, капризы и истерики малыша должны побудить родителей пересмотреть свои методы воспитания. Если вы подозреваете, что есть гиперактивность, проконсультируйтесь с детским неврологом, он сможет определить, есть ли нарушения в вашем случае.

В следующем материале мы расскажем в чем заключается воспитание любви к природе.

Также советуем вам ознакомиться со статьей “Почему ребенок отдает свои игрушки”, иногда это признак начинающихся психологических проблем.

Причины и симптомы детских неврозов

Детская нервная система еще не сформирована, поэтому она легко поддается различным расстройствам и болезням.

Внимание родителей должно сразу сконцентрироваться на необъяснимых капризах своего чада.

Истерики и непослушание должны стать поводом к активным действиям.

Обиды, недостаток внимания и психические стрессы накапливаются и постепенно переходят в болезненный невроз у ребенка.

Врачи считают, что расстройство психики ребенка при различных стрессовых ситуациях приводит именно к неврозу. Такое состояние вызывает неадекватные действия малыша.

Мнение эксперта Клименко Наталья Геннадьевна – психолог Практикующий психолог муниципальной женской консультации

Особое внимание родителей следует обратить на поведение ребенка в возрасте психического становления. Это возраст от 2 до 4 лет, от 5 до 8 лет и подростковый период.

Обычно неврозы проявляются в районе 5-6 лет. Но первые тревожные признаки можно наблюдать значительно раньше.

К основным причинам проявления психического расстройства у детей относятся:

  • Психологически тяжелые ситуации, травмирующие нервную систему.
  • Это может быть адаптационный период в обществе и связанные с ним сложности общения, родительские ссоры.

  • Тяжелое психологическое воздействие, которое вызвало испуг ребенка.
  • Либо частое перевозбуждение нервной системы.

  • Отсутствие внимания и родительской заботы.
  • Жесткость и излишняя строгость воспитания.
  • Отношения взрослых между собой и эмоциональный фон внутри семьи.
  • Ревность, вызванная появлением младшего ребенка.

Внешние события, происходящие вокруг малыша, также могут стать причиной появления неврозов. Берегите нервную систему ребенка!

Первые симптомы, свидетельствующие о наличии заболевание нервной системы:

  • Тревожное состояние, необоснованные страхи, плаксивость
  • Проблемный сон (с частыми пробуждениями, сложным засыпанием)
  • Кашель
  • Речевые проблемы (заикание)
  • Проблемы с пищеварением, расстройства стула
  • Сложности во взаимодействии с людьми

Чрезмерная возбудимость и агрессивность, замкнутое поведение малыша – это тревожный звонок для взрослых.

Мнение эксперта Клименко Наталья Геннадьевна – психолог Практикующий психолог муниципальной женской консультации

С подобными вопросами желательно сразу обратиться к специалисту. Он объяснит вам, что нужно делать для укрепления нервной системы. Пассивное поведение родителей чревато более серьезным развитием болезни.

В будущем у таких детей возникают сложности в жизни: отсутствие коммуникативных навыков, нерешительность, боязнь трудных проблем.

Если обычный ритм жизни нарушается непослушанием и истериками ребенка, то стоит обратиться за помощью.

Комплексное решение проблем позволит помочь ребенку в нормальном психологическом развитии.

Нервный тик у ребенка: признаки и причины

Нервный тик у малыша – это непроизвольное движение какой-либо группой мышц, контролировать которое он не в состоянии.

По данным врачей, каждый пятый ребенок сталкивается с кратковременным заиканием хотя бы раз в жизни.

У 10% детей заболевание протекает в хронической форме.

Такие ужасающие цифры свидетельствуют о том, что большое количество детей и подростков страдают от сложностей в общении, комплексов и неуверенности в себе.

Проблема очень серьезна, и вызывает массу негативных последствий, особенно во взрослой жизни.

Выделяют три основных типа детского нервного тика:

  1. Ритуальные.
  2. Стискивание зубов, почесывание отдельных частей тела (уши, нос), теребление волос.

  3. Моторные.
  4. Непроизвольные гримасы (частое моргание, нахмуренные брови), прикус губ, дерганые конечности.

  5. Вокальные.
  6. К ним относятся все непроизвольные звуки (шипение, покашливание, кряхтение и другие).

Нервные тики также можно разделить по степени проявления:

  • Локальные
  • При действии только одной группы мышц.

  • Множественные
  • Движения совершаются сразу несколькими мышечными группами.

    Тики также разделяются по типу возникновения.

Первичное течение заболевания может быть вызвано:

    Замечали ли вы признаки нервного тика у ребенка? ДаНет

  • Недостаток полезных микроэлементов в организме при несбалансированном питании.
  • Психоэмоциональные проблемы.
  • Употребление большого количества напитков, влияющих на нервное состояние.
  • Наследственная предрасположенность.
  • В 50% случаев нервный тик передается от родителей к детям

  • Чрезмерная усталость.
  • Вторичный тип нервного тика может развиваться при наличии проблем:

  • Травмы и новообразования головного мозга
  • Патологии нервной системы
  • Энцефалит

Болезнь оказывает влияние на сон ребенка. Дети сложней засыпают и беспокойно спят.

Если вы отчаялись найти общий язык со своим чадом, то вам определенно стоит прочитать книги Юлии Гиппенрейтер “Самая важная книга для родителей” или “Общаться с ребенком. Как?”

Также очень подробно описываются способы решения конфликтных ситуаций в книгах другого детского психолога – Людмилы Петрановской: “Если с ребенком трудно” и “Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка”. Эти книги – настоящие бестселлеры, они помогли вернуть мир во многие семьи, попробуйте и вы.

Родителям очень важно знать нормы речевого развития дошкольника и причины, по которым трехлетний малыш все еще не говорит.

Лечение нервного тика

Появление у ребенка нервного тика должно насторожить родителей. Необходимо обратиться к врачу, если наблюдаются следующие признаки:

  • Тик у малыша продолжается более 1 месяца
  • Проблема мешает общению и жизни ребенка
  • Ярко выраженное проявление тика и большое количество нервных движений
  • Для того, чтобы избавиться от нервного тика навсегда, необходима своевременная помощь невропатолога.

    Врач сможет установить причину явления и назначить комплексное лечение:

  • Прием лекарственных препаратов
  • Сеансы психотерапии
  • Народные средства

Для эффективного лечения нервного тика необходимо создание благоприятной и спокойной домашней обстановки, организация правильного распорядка дня, длительные прогулки, занятия спортом, сбалансированное питание.

В качестве народных средств используют травяные отвары: ромашку, пустырник, валериану, боярышник.

Мнение эксперта Клименко Наталья Геннадьевна – психолог Практикующий психолог муниципальной женской консультации Лечение заболевания зависит и от возраста. У детей от 3 до 6 лет течение болезни будет непредсказуемым. Даже при выздоровлении и исчезновении симптомов, необходимо ежедневно контролировать состояние ребенка, вплоть до окончания подросткового возраста.

Появление тика у малышей в возрасте до 3 лет особенно опасно. Такое возможно при наличии серьезных заболеваниях.

Тики, возникшие у детей от 6 до 8 лет, легче всего поддаются лечению, и обычно больше не проявляются.

Воспитание нервных детей

Эффективное лечение неврозов у детей может быть осуществлено только в комплексном взаимодействии врача и родителей.

Специальные виды терапии, медикаментозное лечение и помощь взрослых помогут избавить малыша от нервного расстройства.

Ребенок перестанет испытывать робость и стеснение, станет более активным и жизнерадостным.

Работа родителей в данном вопросе очень важна. Необходимо обеспечить комфортную окружающую обстановку для ребенка, выяснить причины нервных срывов.

Зажатый в строгие рамки воспитания ребенок должен получить свою долю самостоятельности. Не стоит контролировать каждый шаг малыша. Каждая мама должна правильно расставить приоритеты по времени.

Можно выделить определенный час или два в день, когда она полностью будет сфокусирована на общении со своим ребенком.

Обязанностью каждого родителя является воспитание нормального, психологически здорового ребенка. Гармоничная и спокойная обстановка позволит вырастить из малыша человека со здоровой нервной системой.

Кризисы у детей

Проблемы в общении взрослых и детей возникают в определенные периоды, когда детская психика наиболее подвержена негативному влиянию.

Выделяют 4 периода кризиса:

  1. От 1 до полутора лет.
  2. Маленький человек не способен совместить свои желания и возможности.

  3. От 2,5 до 3 лет.
  4. Проявление чрезмерной самостоятельности у ребенка, с которой совладать он не может, в силу своего возраста.

  5. От 6 до 7 лет.
  6. Этот период тесно связан с походом первый раз в школу. Понимание трудного состояния ребенка, терпение и внимание родителей помогут справиться малышу с первыми шагами во взрослой жизни.

  7. После 10 лет.

Близок период подросткового возраста, связанного с юношеским максимализмом. Четкое стремление разделить весь мир на «хорошее» и «плохое».

От родителей потребуется предельная честность в общении, уважение к маленькому человеку и терпение.

Четкого разделения кризисов по возрасту нет. В каждом случае ребенок развивается индивидуально. И те или иные поступки появляются в разное время.

«Трудные» дети

В определенных жизненных ситуациях, послушные дети превращаются в капризных маленьких тиранов.

Если ребёнок нервный и агрессивный, никого не слушает, то причин такого поведения может быть несколько:

  • Отсутствие принципов воспитания.
  • Жизнь ребенка должна подчиняться определенным правилам. И не должна зависеть от настроения или самочувствия взрослых.

  • Отсутствие единого плана воспитания.
  • Все домочадцы должны придерживаться одного мнения по правилам поведения ребенка. Разные решения и запреты родителей могут сбить малыша с толку.

  • Потакание капризам.

Не стоить разрешать ребенку все, чего он добивается криками и истериками. Инстинктивное поведение малыша о достижении желаемого криками должно быть полностью игнорировано.

Малыши распознают сразу, перед кем можно устраивать концерты, а кто на поводу криков не пойдет.

Как остановить истерики

Многие родители задумываются, как перевоспитать своего ребенка, как изменить его поведение, чтобы не случалось ежедневных капризов.

И при этом не понимают, почему их четырех или шестилетний ребенок делает все назло, не слушается, спорит, балуется и огрызается в ответ на попытки его приструнить.

Главное правило, которого следует придерживаться – это терпение. Спокойные родители – спокойные дети.

Что делать, если малыш нервный и непослушный:

  • Простой вариант для большинства родителей, но имеющий неприятные последствия: выполнять любую прихоть малыша
  • При капризах и требовании чего-либо, мама скорей бежит к ребенку, давая ему нужную вещь. Другими словами, делать все, только бы ребенок не плакал.

    Последствиями такого воспитания может стать абсолютная уверенность чада в полной вседозволенности. Ребенок не понимает слова «нет».

  • Более сложный вариант, требующий особой выдержки и терпения родителей

При очередной истерике малыша, мама со спокойным лицом и улыбкой выходит из комнаты. Но не уходит далеко, чтобы ребенок чувствовал, что взрослый его не покинул.

Мама не возвращается, пока слышны крики. Как только малыш прекратил плакать, взрослый подходит к нему с полным ощущением любви и заботы.

Если каприз продолжается дальше, то мама опять выходит и процесс продолжается до тех пор, пока малыш не успокоится окончательно.

Такой вариант развития событий приемлем только в случае поведенческих капризов. Если ребенку действительно плохо (травма, болезнь), то оставлять малыша одного не желательно.

Инстинктивное поведение ребенка в скором времени изменится. Он поймет, что при его криках и истериках взрослые не будут слушать.

Как лечить нервные расстройства у детей?

Статья подготовлена при поддержке развивающего центра для детей – London Express Junior.

Нервные расстройства у детей в современном мире возникают все чаще и чаще. Это связано с различными факторами: большими нагрузками, которые получают дети в учебных учреждениях, недостаточной взаимосвязью с родителями, которые заняты на работе, высокими планками, которые ставит общество. Важно вовремя распознать тревожные признаки и начать работу с ребенком. В противном случае, это может привести к серьезным проблемам с психикой в будущем.

Симптомы нервного расстройства у ребенка

Нервные заболевания могут проявляться в любом возрасте, но повышенный риск приходится на периоды возрастных кризов:

  • 3-4 года;
  • 6-7 лет;
  • 13-18 лет.

В младшем возрасте ребенок не всегда может рассказать, что его беспокоит. В этот период родителей должны насторожить такие нехарактерные признаки, как:

  • Частые капризы и состояние раздражительности;
  • Быстрая утомляемость;
  • Повышенная эмоциональность и ранимость;
  • Упрямство и протесты;
  • Ощущение постоянной напряженности и дискомфорта;
  • Замкнутость.

Ребенок может начать испытывать трудности с речью, даже, если до этого времени он имел хороший словарный запас. Он также может начать проявлять интерес в каком-то определенном направлении: играть только с одной игрушкой, читать только одну книгу, рисовать одни и те же фигуры. Причем его игры становятся для него настоящей реальностью, поэтому родители могут заметить, как сильно ребенок увлечен в это время. Он может много фантазировать и действительно верить в свои фантазии. При подобных симптомах, рекомендуется пройти психологическую диагностику у детского психолога, особенно актуально это будет сделать за год до школы.

Когда ребенок посещает школу, у него могут дополнительно проявляться такие признаки, как:

  • Снижение аппетита;
  • Нарушение сна;
  • Головокружения;
  • Частые переутомления.

Стресс, плохой аппетит и нарушения сна в первую очередь снижают успеваемость в школе

Ребенку сложно концентрироваться и осуществлять умственную деятельность в полной мере.

Симптомы нервного расстройства у детей-подростков имеют наиболее серьезный характер. Неустойчивая психика в этот период приводит к тому, что у них могут наблюдаться:

  • Импульсивность. Даже мелочи могут вывести их из себя;
  • Чувство постоянной тревоги и страха;
  • Опасение окружающих людей;
  • Ненависть к себе. Нередко подростки испытывают неприязнь к своему же внешнему виду;
  • Частая бессонница;
  • Галлюцинации.

Из физиологических проявлений могут отмечаться сильные головные боли, нарушенное давление, признаки астмы и прочее. Самое страшное, что при отсутствии своевременного лечения, нарушенная психика может стать причиной возникновения суицидальных мыслей.

Причины нервного расстройства у детей

Нервно-психические расстройства у детей могут иметь различные корни. В некоторых случаях к этому имеется генетическая предрасположенность, но не всегда.

Спровоцировать расстройство могут:

  • Заболевания ребенка, приводящие к дисфункции вегетативной нервной системы;
  • Заболевания ребенка, поражающие головной мозг;
  • Заболевания матери во время беременности;
  • Эмоциональное состояние матери во время беременность;
  • Повышенная нагрузка: физическая, умственная;
  • Проблемы в семье: конфликты между родителями, развод;
  • Слишком большие требования к ребенку в процессе воспитания.

Последняя причина может показаться спорной, ведь воспитание – неотъемлемая часть формирования ребенка. В данном случае важно, чтобы требования родителей были адекватными и осуществлялись в меру. Когда родители просят от ребенка слишком много, пытаются найти в нем отражение своего нереализованного потенциала и, более того давят на него, ставя слишком высокие планки, результат становится только хуже. Малыш испытывает подавленность, что непосредственно ведет к развитию нарушений в нервной системе.

Конфликты в семье часто становятся причиной нервных расстройств у детей

Очень важным фактором, который может стать причиной проблем с психикой у ребенка, является несоответствие эмоционального темперамента его и матери. Это может выразиться, как в недостатке внимания, так и в его переизбытке. Иногда женщина может отметить отсутствие эмоциональной связи с ребенком, она оказывает все необходимые действия по уходу за ним: кормит, купает, укладывает спать, но не желает лишний раз обнять его или улыбнуться ему. Но и чрезмерная опека родителей по отношению к ребенку не лучший вариант, она также несет риск формирования нестабильного нервно-психического состояния ребенка.

Наличие фобии также может подсказать родителям о возможных проблемах нервно-психического состояния у ребенка.

Виды неврозов в детском возрасте

Невроз у ребенка, как и у взрослого, подразделяется на несколько видов в зависимости от имеющихся симптомов. Нарушения нервной системы у детей могут иметь следующие формы:

  • Нервный тик. Встречается достаточно часто и выражается в виде непроизвольных движений частей тела: щек, глазного века, плеча, кисти руки. Ребенок не может их контролировать, при этом, они возникают в период его волнительного или напряженного состояния. Нервный тик пропадает, когда ребенок чем-то очень увлечен;
  • Заикание. Маленький пациент начинает испытывать трудности с речью из-за судорог мышц, отвечающих за эту деятельность. Заикание особенно усиливается в период волнения или при наличии внешнего раздражителя;
  • Астенический невроз. Причиной данного вида болезни является большой объем нагрузки, которая приходится на психику ребенка. Вследствие этого, он может страдать от частых и резких скачков настроения, повышенной раздражительности и капризности, отсутствия аппетита и чувства тошноты;
  • Навязчивый невроз. Он может выражаться, как в постоянно возникающих мыслях тревожного или пугающего характера, так и в часто повторяющихся движениях. Ребенок может качать, вертеть головой, двигать руками, чесать голову.
  • Невроз страха. Дети только познают окружающих их мир, поэтому некоторые вещи могут их пугать, иногда развивая в них настоящую фобию. Чаще всего страхи заключаются в темноте, громких звуках, высоте, незнакомых людях;
  • Невроз сна. Ребенку тяжело заснуть и он часто мучается кошмарами. Все это приводит к тому, что малыш не высыпается и постоянно чувствует усталость;
  • Истерия. Она возникает на фоне какого-либо эмоционального переживания. Ребенок не может справиться со своими чувствами и пытается привлечь внимание окружающих громко плача, лежа на полу, раскидывая предметы;
  • Энурез. В этом случае невроз выражается в недержании мочи. Но важно учитывать, что данное явление до достижения ребенком 4-5-летнего возраста, может быть не информативным в диагностике психических нарушений;
  • Пищевое поведение. Дети часто выражают повышенную избирательность в еде. Но если этот признак появился неожиданно, то стоит обратить на него внимание. Возможно, ему предшествовало нарушение в психике ребенка. Избыточное потребление пищи также может говорить не только о риске лишнего веса, но и о наличии невроза;
  • Нервная аллергия. Характеризуется тем, что очень сложно определить источник реакции организма.

В зависимости от состояния ребенка, он может испытывать признаки сразу нескольких видов невроза, например, нарушение сна и навязчивые мысли.

К кому обратиться

При появлении признаков психологических и нервных нарушений у ребенка, родители должны обратиться за помощью к врачу. В первую очередь стоит посетить невролога. Именно он сможет определить, какая причина кроется в измененном поведении ребенка и, есть ли необходимость в лекарственной терапии.

Обязательно стоит обратить свое внимание на поиске специалиста, работающего с детской аудиторией

Следующим шагом станет посещение психотерапевта. В некоторых случаях консультация потребуется и родителям, ведь не редко причиной детских невралгических нарушений становятся напряженные отношения между ними. В таком случае помочь разобраться с проблемой может семейный психолог, который будет работать со всеми членами семьи одновременно.

Лечение

Лечение в каждом случае подбирается индивидуально. Оно может включать в себя меры одной или сразу нескольких направленностей: прием препаратов, психологическая помощь, дополнительные процедуры.

Препараты

Медикаментозной терапией лечат детей не всегда. Врач должен на основе результатов диагностики определить, необходимость лекарственных средств. Если ребенок действительно в них нуждается, то ему могут быть показан прием:

  • Успокоительных. Большинство из них имеют растительное происхождение, поэтому не вредят детскому организму. Их действие сводится к снижению эмоционального напряжения ребенка. Они также способствуют нормализации сна;
  • Препаратов, улучшающих кровообращение в области головного мозга. Такие лекарства благоприятно влияют на состояние сосудов, расширяя и обеспечивая их питание;
  • Антипсихотических медикаментов. Необходимы для избавления ребенка от навязчивых страхов и повышенной тревожности;
  • Транквилизаторов. Они также относятся к группе успокоительных лекарств, но оказывают более выраженный эффект. Устраняют эмоциональную напряженность, оказывают расслабляющий эффект. Сон, как правило, становится более глубоким и крепким;
  • Кальцесодержащие комплексы. Они восполняют недостаток этого элемента в организме ребенка, что положительно сказывается на состоянии его нервной системы и работы мозга.

Какой именно препарат необходим ребенку, и в какой дозировке, определяет только лечащий врач. В противном случае, состояние может ухудшиться побочными эффектами от приема лекарств.

Семейная психотерапия

Посещение детского психолога составляет основу лечения большинства нервных расстройств у ребенка. На приеме специалист старается выяснить у пациента, что именно его беспокоит, пугает или заставляет нервничать. В данном случае психолог должен установить максимально доверительный контакт с ребенком. Если есть необходимость, то работа ведется и с родителями.

Помимо работы с внутренним миром ребенка, важно и создать условия для его жизнедеятельности. Он должен иметь нормированный распорядок дня, полноценный сон не менее 8 часов в сутки, здоровое питание, а также сбалансированный объем труда и отдыха.

Народная медицина

Все народные средства, направленные на устранение признаков нервного расстройства у ребенка, заключаются в приеме травяных средств, имеющих успокоительный эффект. Наиболее популярными методами считаются:

  • Настойка из пустырника. Сухую траву заваривают кипятком и процеживают через марлю. Принимают такое средство по 1-2 чайной ложке 3 раза в день. Детям до 7 лет не рекомендуется;
  • Настойка из валерьяны. В данном случае кипятком заливают измельченный корень растения. Процеженное средство пьют по 1 чайной ложке 3-4 раза в день;
  • Отвар ромашки. Сухие цветки заваривают кипятком, а затем настаивают 3 часа. Данный отвар можно пить даже грудничкам. При наличии неврологических нарушений ребенку рекомендуется выпивать до 150 мл в день.

Важно обратить внимание на то, что травы могут вызывать аллергические реакции, поэтому стоит предварительно убедиться в отсутствии их непереносимости ребенком.

Профилактика нервных расстройств важна не только для детей, уже сталкивавшихся с этой проблемой. Каждый родитель должен осознавать, что психика ребенка не настолько сформирована, как у взрослого человека, поэтому подвержена различным дестабилизирующим факторам.

Для того чтобы не допустить возникновение неврологических расстройств у ребенка, важно соблюдать следующие меры:

  • Прислушиваться к его эмоциям. Важно не пропустить момент, когда он нуждается в поддержке или простом внимании;
  • Оценивать эмоциональный потенциал ребенка. Много внимания – не всегда лучшее решение. У детей также должно быть свое личное пространство;
  • Разговаривать с ним. Не стоит бояться рассказать ребенку о своих чувствах и мыслях. И, конечно, важно научить его давать обратную связь;
  • Наладить доверие. Ребенок должен знать, что родители всегда готовые его выслушать и принять его, даже если он совершил оплошность;
  • Создавать условия для раскрытия его потенциала. Если ребенок имеет тягу к рисованию, то не стоит запрещать ему заниматься этим делом, мотивируя тем, что, например, спорт более интересное занятие.

В целом, родители просто должны научиться любить и понимать свое дитя, и неважно, сколько ему лет, 1 год или 18. Если это сложно сделать самостоятельно, то можно обратиться за помощью к психологическим книгам, семинарам или непосредственно к специалистам в этой области.

Непослушный ребенок – это одна из проблем, с которой сталкиваются наиболее часто родители в процессе воспитания детской личности. В определенный момент взрослые начинают отмечать, что их чадо отказывается подчиняться, не исполняет просьбы или приказания взрослых родственников либо выполняет частично. Создается впечатление, что детки специально делают наперекор, а если и выполняют поручения, то из-под палки.

Непослушный ребенок причины подобной манеры поведения могут лежать в стилях коммуникативного взаимодействия и моделях воспитательного воздействия, используемых родителями. Ведь именно стиль воспитания и общения формирует направленность личности малыша в целом и уровень его послушания. Сегодня, прежде всего, отцы тяготеют к авторитарной воспитательной модели, представляющей собой активное подавление волевой сферы крохи. Такая модель поведения напоминает дрессировку, так как не преследует цели объяснить малышам, зачем им необходимо выполнить какие-либо действия. Это ведет к появлению напряженности в детско-родительских взаимоотношениях, следствием которого может являться детское непослушание.

Детское непослушание не является трагедией – это всего-навсего необходимость родителей и остального близкого окружения помочь крохе в определении хороших поступков и дурных, а также обратить внимание на собственные действия.

Непослушный ребенок 2 года

Приблизительно до двухлетнего возраста проблема детского непослушания практически не встает перед взрослым окружением. Ведь на этом этапе малыш взаимодействует с мамой, в большей степени, а также еще не ощущает себя самостоятельной личностью. Уже после преодоления крохой двухлетнего рубежа у него начинают появляться действия, которые заключаются в проведении проверки на прочность границ родительского терпения и запретов.

Подобные действия не должны пугать родителей. Также не следует думать, что с ребенком что-то не так. Просто кроха идет путем развития.

В детском непослушании есть и приятные моменты. Ведь если дети не слушаются и различными способами пытаются противодействовать родителям, то это означает, что растет сильная личность, способная проявлять волю и отстаивать собственные позиции. И если на данной ступени детского формирования родители смогут стать авторитетами для них, то малыши вырастут самодостаточными и самостоятельными личностями. Здесь нужно понимать, что завоевание авторитета не базируется на запугивании детей. Приобретение авторитета перед детьми строится на понимании и партнерском коммуникативном взаимодействии. Малыша можно вынудить совершить то, что требуют родители. Однако без понимания, зачем необходимы подобные действия, дети будут их совершать исключительно в родительском присутствии, а в их отсутствии, будут поступать так, как им заблагорассудится.

По мнению большинства специалистов, именно в двухлетнем возрасте начинает образовываться личность, а уже в трехлетнем возрасте малыш обладает полноправным «Я». Вследствие этого довольно важно не проглядеть критический момент, в противном случае, корректировать огрехи воспитания потом будет невероятно сложно.

Как воспитывать непослушного ребенка, что делать, когда он закатывает истерики, чтобы добиться немедленного исполнения всех его «хочу». Одним из методов выхода из затруднительной ситуации, вызванной детской истерикой, является метод отвлечения малыша. С этой целью можно его чем-то заинтересовать при этом, сохраняя полное спокойствие. Родительское поведение при первой истерике, учиненной чадом, должно быть следующим – спокойное реагирование и стойкость. Не стоит идти на поводу детских капризов. При повторении истерики, слез и воплей будет значительно меньше, ведь малыш помнит, что первый раз взрослые не пошли ему на уступки. Повторная истерика является своего рода проверкой, действительно ли он не может при помощи такого способа влиять на родителей. Поэтому в случаях повторных истерик так важно вести себя уравновешенно и не поддаваться на детские провокации и уловки.

Родителям необходимо уразуметь, что их чада, в некотором смысле, как хамелеоны. Так как при аналогичных ситуациях, но в присутствии разных взрослых лиц, дети будут вести себя неодинаково. Часто можно встретить семью, в которой малыши с мамой пререкаются, а папины распоряжения выполняют беспрекословно и с первого раза.

Таким образом, взрослым надлежит понимать, что детское непослушание, которое проявляется в двухлетнем возрасте, может являть собой всего лишь попытку испытать твердость родителей или прощупать границы позволенного. Поэтому родительское поведение должно быть последовательным, слаженным (то есть все взрослые лица, принимающие участие в воспитательном моменте, должны вести единую стратегию) и стойким к детским истерикам.

Непослушный ребенок 3 года

Детское развитие протекает скачкообразно. Первый скачек приходит на трехлетний возраст малыша и знаменует начало кризисного этапа, который заключается в перестройке отношений с взрослым окружением и с реальным миром. Данный период довольно сложен для малышей. Ведь они растут, следовательно, изменяются и становятся неуправляемыми. Характерной чертой кризисного этапа является детский негативизм, который представляет собой детское несогласие с родителями. Другими словами, малыши к любым предложениям или родительским просьбам добавляют частицу «не». Если родители стали замечать, что в разговоре малыша все чаще проскальзывает слово «нет» на обычную просьбу, то это является первым критерием появления трехлетнего кризиса. Так, например, кроха любит прогулки на улице, но когда мама предлагает пойти ему погулять, он отвечает «нет» или родительница зовет его кушать, а он отказывается, хотя голоден. Такое поведение свидетельствует о негативизме, то есть о возникновении кризиса 3-х лет.

Обычно данный период может иметь продолжительность приблизительно 3-4 месяца при грамотном родительском поведении, после чего кроха становится более управляемой. Если же на данном этапе родитель будет оказывать давление на малыша при этом, отрицая его волю и устремленность к самостоятельности, то негативизм может стать его характерной чертой и во взрослой жизни.

Детское непослушание в кризисные периоды необходимо воспринимать в качестве развития маленькой личности. Проявление непослушания следуют принимать с радостью, ведь это свидетельствует, что маленький человечек растет и развивается. Однако это не означает, что взрослые лица должны шагать на поводу ребяческих капризов и подчиняться любым требованиям собственных чад. Нужно дать малышам понять, что взрослые их слышат и понимают, но выполнить требования на данный момент не могут.

Непослушный ребенок причины могут лежать в недостатке внимания, борьбе за власть, проявлении характера.

Причиной непослушания ребенка 3-х лет выступает недостаток родительского внимания. Детское непослушание в этом случае может быть являться поведенческой стратегией с целью привлечения внимания родителя. Ведь для детей лучше отрицательное внимание родителей, чем вообще никакое.

Соперничество за власть с взрослым окружением также является распространенным фактором, провоцирующим возникновение детского непослушания. Малыш 3-х лет начинает выяснять, кто же главенствует в семейных отношениях. В этом случае непослушание выражается в форме открытого неповиновения. Непослушный ребенок не находится на кризисном этапе, просто желает, чтобы все происходило исключительно таким образом, каким хочется ему. Такое непослушание должно быть придушено на корню. Ведь малыш только тогда будет развиваться нормально, когда будет знать, что в семье главный родитель. Такое непослушание взывает к определению четких пределов дозволенного в семье.

Согласно вышеизложенному, родителям необходимо стараться понять, что капризный, непослушный ребенок – это еще не трагедия, а всего лишь один из этапов формирования, через которые проходят абсолютно все малыши.

Непослушный ребенок 4 года

Детское непослушание, в большинстве случаев, служит основанием для родителей и иного взрослого окружения задуматься, что может являться причиной подобного поведения или что таким образом хотел сказать малыш. Итак, почему ребенок непослушный, что побуждает кроху вести себя именно таким манером?

В четырехлетнем возрасте дети, обычно, уже успешно преодолели первый кризисный период трех лет. Родители вроде бы могут вздохнуть спокойно, но опять их чадо начинает проявлять непослушание. Родители не могут понять, что происходит и почему ребенок не слушается?

Причина детского непослушания в четырехлетнем возрасте может заключаться, всего лишь, в дефиците внимания. Малыш таким способом стремиться показать, что ему нужны родители, что ему не хватает их.

Еще одной типичной причиной детского непослушания может являться неудачный пример, в качестве которого может выступать либо реальный ребенок, добивающийся своих целей подобным поведением, либо мультипликационный герой, которому ребенок симпатизирует.

Непослушный ребенок 4 лет требует от взрослого окружения проявления терпения и высокой стойкости. Нередко дети устраивают так называемые «концерты» на публике, чтобы получить желаемый результат. Ведь они понимают, что даже если их будут ругать за подобное поведение один родитель, то другой найдет причину, чтобы защитить его. Поэтому для коррекции детского непослушания очень важно, чтобы родители придерживались последовательности в воспитательной стратегии и соблюдали единые требования. Другими словами, либо все взрослое окружение малыша хвалит его за определенное действие, либо, наоборот, ругает.

Дети, особенно, в столь маленьком возрасте, нуждаются в похвале. Поэтому не жалейте добрых слов в отношении собственного чада. Однако при этом необходимо учитывать, что излишняя похвала может привести к совершенно противоположному результату, вследствие чего вырастет не самодостаточная личность, а эгоцентрированная с завышенным чувством самооценки. Поэтому кроху нужно хвалить не за его внешность или игрушки, а за действительные хорошие поступки. Чем больше взрослое окружение будет хвалить малыша за его хорошие поступки, тем еще больше он будет стараться. А в случае появления любых разногласий относительно воспитательных моментов между родителями, их следует обсуждать так, чтобы малыш не слышал.

Как воспитывать непослушного ребенка 4-х лет? Воспитание непослушных детей предполагает следование основным правилам. Самое главное правило заключается в запрете на потакание всем детским «хочу». Другими словами, не следует подчиняться неоправданным и капризным требованиям чада, в противном случае, у него в голове отложится данный механизм исполнения его желаний, вследствие чего в дальнейшем будет намного сложнее побороть в нем подобное поведение. Также нельзя использовать в качестве воспитательной меры крик. Так как это бесполезно и может спровоцировать лишь плач или усиление истерики.

Не рекомендуется обсуждать детское поведение в кругу взрослых лиц в присутствии самого виновника такого обсуждения. Четырехлетнему крохе необходимо объяснить требуемые правила поведения, при этом тон беседы должен оставаться спокойным.

Непослушный ребенок 6 лет

Почему ребенок непослушный в шестилетнем возрасте? Потому что он приближается к наступлению еще одного кризисного этапа. Дети начинают пытаться регулировать собственное поведение в соответствии правил. Ране покладистые, они внезапно начинают предъявлять различного рода претензии на особое отношение к собственной персоне, внимание к себе. Их поведение делается вычурным. У малышей, с одной стороны, появляется в поведении некоторая демонстративная наивность, раздражающая взрослое окружение вследствие того, что интуитивно воспринимается ими как неискренняя. С другой стороны, ребенок кажется слишком взрослым, так как предъявляет к взрослым лицам собственные нормы.

Для детей распадается целостность интеллекта и аффекта. Поэтому данный этап характеризуется наличием утрированных форм поведения. Ребенок не может управлять собственными чувствами (не контролирует эмоциональные проявления, не умеет их сдерживать). Ведь прежние формы поведения уже утеряны для него, а новые еще не приобретены малышом.

Базальной потребностью этого этапа становится уважение. Любой ребенок обнаруживает претензии на уважение собственной персоны, на отношение, как к взрослому лицу, на признание собственного суверенитета. В случае, когда такая потребность не удовлетворяется, невозможно выстраивать с данной личностью отношения, основанные на понимании. Дети открыты для понимания исключительно при условии того, что их уважают.

В шестилетнем возрасте малыши начинают учиться удовлетворять собственные потребности физического и духовного характера способами, которые для них и их окружения будут приемлемы. Трудности в изучении новых представлений и норм поведения могут спровоцировать возникновение неоправданных самоограничений и сверхнеобходимого самоконтроля. Э. Эриксон утверждал, что дети на данном этапе устремлены к быстрейшему обнаружению таких поведенческих форм, которые помогут им включить в социально приемлемые границы собственные желания и интересы. Он сформулировал сущность конфронтации формулой «инициатива наперекор чувству вины».

Поощрение детской самостоятельности способствует формированию их интеллектуальной сферы и инициативности. В случаях, когда проявления детской независимости постоянно сопровождают невезения или детей подвергают излишне строгим наказаниям за какие-либо проступки, может появиться преобладание чувства вины над устремленностью к независимости и ответственности.

Капризный, непослушный ребенок в 6 лет может появляться вследствие несоответствия родительского отношения желаниям и потенциалу детей. Именно поэтому родителям следует подумать об обоснованности всех запретов и необходимости предоставить чаду немножко больше свободы, для выражения его самостоятельности.

Также желательно изменить собственное отношение к ребенку. Ведь он уже не та маленькая кроха, которой был раньше. Поэтому нужно внимательно относиться к его суждениям и позициям.

Как справиться с непослушным ребенком 6-ти лет? Приказной тон в шестилетнем возрасте и нравоучения малоэффективны, поэтому необходимо постараться не заставлять ребенка, а воздействовать убеждениями на него, рассуждать и подвергать анализу вместе с ним возможные следствия его поступков.

Нередко для улучшения детско-родительских отношений помогает обычный юмор в общении и оптимизм.

Непослушный ребенок — что делать

Воспитание непослушных детей, прежде всего, должно быть направлено на выявление причины, спровоцировавшей непослушание. Так как стратегия воспитательного воздействия зависит от причин, вызвавших непослушание.

Наиболее распространенной причиной, объясняющей, вследствие чего малыш вдруг перестал слушаться родителей, является возрастной кризис. Дети проходят с рождения и до переходного возраста через три возрастных кризиса, результатом каждого из них является появление новообразования. Так, например, трехлетние дети впервые стремятся отделить от матери себя и считают самостоятельной личностью, также впервые начинают использовать в отношении себя личные местоимения.

Начиная с шестилетнего возраста, у малышей наблюдается кризис соединения дошкольника и школьника. Данный этап характеризуется привыканием малышей к новому распорядку, получение некоторой доли самостоятельности наряду с ответственностью, что вызывает изменения в поведенческих реакциях, которые родители воспринимают в качестве неповиновения. Поэтому если непослушание зародилось именно в кризисные периоды, то родителям рекомендуется запастись терпением, стараться проявлять мягкость в отношении с малышами. В большинстве случаев, детское непослушание, спровоцированное кризисом, проходит бесследно по окончанию кризисного периода.

Как воспитывать непослушного ребенка, если его неповиновение вызвано дефицитом родительского внимания? Взрослому окружению в этом случае необходимо стараться проводить больше времени с ребенком, проявлять интерес к делам, участвовать в совместных играх и просто проводить досуг с семьей. Ведь рождение малыша, кроме радости, должно сопровождаться пониманием собственной ответственности за воспитание и формирование полноценной самодостаточной личности. А для этого ребенку, помимо кормления, минимально необходимой заботы, нужно уделять достаточно внимания, иначе, справиться с негативными последствиями собственной невнимательности будет практически невозможно.

Нередко родители не осознают, что чересчур многое запрещают малышам. Если любое действие крохи сопровождается постоянным родительским «нельзя», «только не это», «не ходи», то вполне естественной ответной реакцией его становится сопротивление. Вследствие этого родителям стоит осознать, что тотальный контроль не является оптимальным способом для формирования гармонично-развитой и самостоятельной личности.

Проявление постоянного внешнего контроля в шестилетнем возрасте приведет к развитию несамостоятельной, безответственной, легко зависимой личности, которая не способна принимать серьезные решения.

Непослушный ребенок — что делать? Родители должны помнить при воспитании собственных чад, что их цель заключается в формировании физически-развитого индивида, гармоничной и самостоятельной личности, а не в том, чтобы прожить за них их жизнь. Важнейшая задача взрослых лиц в воспитании маленьких личностей лежит в придании им нужного направления развития, передаче базовые ценностей, и своевременном уходе в сторону для предоставления детям возможности нарабатывать собственный опыт.

Родитель должен опираться в воспитательных моментах, в первый черед, на мудрость и справедливость, на любовь и заботу, и тогда в семейных отношениях воцарится мир и гармония!

педагог-психолог Ведмеш Н.А.

По статистике, 15% детей неуправляемы, на них совершенно не воздействуют обычные методы воспитания. Это проявляется импульсивностью необдуманных поступков, результаты которых могут быть плачевными. Такие дети отличаются неоправданным оптимизмом, считая, что с ними всегда все будет хорошо.

Часто у взрослых просто нет времени для предупреждения негативного развития ситуации. Несмотря на окрики родителей, дети лезут по тонким, шатким опорам, стараясь залезть повыше, и, не думая о последствиях, спрыгивают. Все происходит стремительно и заканчивается членовредительством. Причем делают это не назло родителям, они просто не в состоянии оценить последствия своих действий для окружающих и себя в частности.

Причины непослушания детей

Родители излишне активных детей задаются вопросом, является ли такое поведение нормой или это какое-то отклонение в развитии крохи. Если ребенок в 5 лет неуправляем, психологи советуют постараться разобраться в мотивах поведения малыша. Причина может быть скрыта как в психических отклонениях, так и в банальном дефиците родительского внимания.

Гиперактивность

Здоровый ребенок всегда подвижный и активный — это является нормой. Однако, если он не в состоянии сосредоточится на словах взрослых, не слушается и даже во время игры отвлекается на посторонние вещи — это гиперактивность, что является отклонением от нормы. Разница между активным и гиперактивным малышом заключается в том, что активные дети доводят до конца задуманное и четко отвечают на вопрос, зачем они так поступили. Гиперактивный не в состоянии объяснить мотивы своего поведения.

Возможные причины гиперактивности детей:

  • генетическая предрасположенность;
  • биологические отклонения;
  • психосоциальные факторы.

Гиперактивность объясняется родовыми травмами головного мозга, патологиями внутриутробного развитием плода либо наследственной предрасположенностью. Все очень индивидуально и диагноз должен ставить компетентный специалист.

Дефицит внимания взрослых

Темп жизни взрослых и их постоянная занятость своими проблемами часто приводит к появлению у малыша осознания своей ненужности. Чтобы как-то напомнить о себе карапуз начинает вести себя не так, как остальные дети. Он капризничает, шумит, разбрасывает игрушки и совершенно не слушается. Все его поступки направлены на привлечение внимания взрослых и как только он этого добивается, он успокаивается.

Дети нуждаются в любви и ласке, потому родителям нужно уделять внимание капризам детей, ведь на ровном месте они не возникают. Если малыш, будучи здоровым психически, часто скандалит и закатывает истерики — он испытывает дефицит внимания со стороны взрослых. Нужно проводить с ним больше времени, играть, гулять — и его психологическое состояние придет в норму.

Возрастные кризисы у детей

Отчаявшиеся родители, пытаясь найти правильный подход к малышу, обращаются специалисту с вопросом, как же вести себя, чтобы невзначай не травмировать неокрепшую психику отпрыска. Неуправляемость карапуза в возрасте трех лет объясняется еще не полностью сформировавшимися лобными долями головного мозга. Именно они контролируют поведение ребенка. На вопрос родителей неспокойного отпрыска, что делать же с ребенком, если он не слушается, в возрасте 6–7 лет, психологи советуют набраться терпения. Ведь окончательное формирование лобных долей завершается приблизительно к 18-ти годам. Кроме того, психологи в развитии детей выделяют возрастные этапы, на которых неуправляемость и непослушание проявляются особо остро. Эти этапы носят название возрастных кризисов, и в период их проживания у детей наблюдается открытое неповиновение и отрицание авторитета взрослых.

Кризис 3-х лет

Кризис в этом возрасте проявляется необоснованным упрямством, частыми истериками и протестами. Малыш хочет казаться в глазах окружающих самостоятельным и взрослым, искренне считая себя таковым. Что делать родителям, если ребенок не слушается в 3 года, советы психолога:

  • не наказывать слишком строго. Карапуз просто не в состоянии понять, за что его ругают. Напротив, нужно стараться не заострять внимание на его капризах, тогда у малыша не будет возникать желания идти наперекор;
  • важно не позволить ему почувствовать свою вседозволенность, ни к чему хорошему это не приведет;
  • попытаться переключить внимание крохи на что-то другое. Только после того, как он успокоится, мягко объяснить в чем он был неправ.

Психологи утверждают, что если ребенок не слушается в 4 года, наиболее неправильной реакцией на его поведение будет гнев родителей. Нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и не спешить удовлетворить требования малыша лишь бы он перестал кричать. Так карапуз постепенно поймет, что истерикой и капризами он ничего не добьется.

Кризис 5-ти лет

В пятилетнем возрасте дети четко понимают отличие между мальчиками и девочками. Их мозг развит в достаточной степени, чтобы они могли управлять своими эмоциями и составлять мнение об окружающих. Они активно фантазируют и проявляют индивидуальные черты характера. Недопонимание в общении со сверстниками и взрослыми может привести к тому, что малыш замыкается в себе или, наоборот, стремится доказать свое мнение, проявляя непослушание. Советы психолога как себя вести взрослым, если ребенок не слушается в пять лет:

  • оказывать всяческую поддержку начинаниям крохи, чтобы избежать его замкнутости;
  • не привлекать к решению конфликта посторонних (воспитателей, друзей, бабушек). Следует установить как можно более близкий контакт с ребенком, чтобы он сам рассказал о причинах своего поведения. Ведь непослушание — это протест, а значит, малыша что-то не устраивает в ближайшем окружении;
  • кризис 5-ти лет в любом случае, так или иначе, затронет кроху, а потому, чтобы избежать недопонимания с ним нужно стараться проводить больше времени, давая ему уверенность в том, что он любим.

Если ребенок не слушаться и в 6 лет, психологи советуют мягко и вместе с тем настойчиво выяснить причину такого поведения. Ни в коем случае не угрожать и физически не наказывать, ведь кризис 5-ти лет не заканчивается, как только крохе исполняется шесть лет. Помогут только любовь и терпение.

Кризис 7-ми лет

В 7 лет проявления возрастного кризиса не такие острые, капризов и истерик меньше. В этом возрасте дети начинают подражать поведению старших товарищей, манерничать и кривляться. Они считают, что старшие дети правы, а взрослые просто вечно всем недовольны, а потому семилетки назло родителям проявляют неповиновение, вплоть до откровенного бунтарства.

Советы психологов как себя вести родителям, если ребенка не слушается в 7 лет:

  • если малыш не обращает внимания на слова взрослых, продолжая ломать игрушки и измерять лужи, значит, ему скучно. Потому нужно постараться сменить его деятельность, направив его энергию в иное русло. Например, вместо наскучивших игр и детской площадки определить малыша в любую спортивную секцию. Это научит его дисциплине, а новые знакомства отвлекут от капризов;
  • в этом возрасте детям нужно объяснить, что в некоторых моментах им придется уступать взрослым и сверстникам, подчиняясь общим правилам поведения. Нужно мягко и аккуратно донести эту истину так, чтобы не вызвать открытого неприятия такого положения вещей.

Если ребенок в 8 лет не слушается, проявляя недовольство и нервозность, психологи советуют не отвечать на грубость и хамство агрессией. Дети в этом возрасте часто ведут себя неадекватно, сталкиваются с непониманием взрослых. В большинстве случаев такое поведение провоцирует школа. Там приходится придерживать строгих правил и расписания, что вызывает у некоторых детей негативные отклики в душе. Они вроде бы все понимают, на уроках ведут себя хорошо, а дома «играют на нервах» родителей. Такое поведение является своеобразной отдушиной, дающей ему возможность сбросить накопившееся эмоциональное напряжение. Нужно с пониманием к этому относиться, имея в виду, что детям тяжело приспособиться к новым социальным условиям.

Как правильно воспитывать неуправляемых детей: советы психолога

Основные рекомендации психологов звучат следующим образом:

  1. Дать почувствовать ответственность. Это можно сделать несколькими способами. К примеру, выделить какую-то несложную часть домашних обязанностей взрослых. Или купить хомяка, которого нужно кормить и не забывать менять подстилку.
  2. Выяснить чем ребенок интересуется и вместе с ним искать новые возможности поиска информации. Малышу будет приятно участие родителей, он будет эмоционально открыт. Это поможет ему не накапливать негатив, который рано или поздно вырвется наружу.
  3. Капризничая, дети часто повторяют за взрослыми фразы, жесты, говорят с их интонациями, считая, что это правильное поведение. Важно каждый раз после инцидента объяснить малышу, почему взрослые повышают голос, чтобы он мог проанализировать свое поведение.

В общении с непослушными детьми нужно фиксировать их реакцию на различные психосоциальные факторы. Замечать негативные перемены в настроении и стараться оградит от повторения подобной ситуации. Важно не поддаваться на провокации, ведь агрессия и резкое осуждение приводят к затягиванию конфликта.

Если в детстве не прорабатывать проблемы, можно получить взрослого человека с «букетом» психологических проблем. В таких случаях следует обращаться за помощью к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *