Ребенок все берет в рот

Содержание

Ребенок-пылесос: почему малыш тащит в рот все подряд и как его от этого отучить?

Процесс познания окружающего мира происходит постепенно.

Сперва малыш слушает и наблюдает, затем пробует на вкус различные предметы.

В связи с этим у родителей возникает закономерный вопрос, как отучить ребенка тащить все в рот.

Почему ребенок тянет все в рот?

Во рту человека находится большое количество нервных окончаний, которые помогают исследовать окружающий мир и получать информацию о различных предметах.

Привычка пробовать все на вкус является нормальной и естественной для детей 5-6 месяцев. У некоторых малышей она сохраняется вплоть до 2-3 лет. Еще одна причина заключается в прорезывании молочных зубов.

Процесс начинается в 4-5 месяцев и доставляет сильный дискомфорт (десны болят и чешутся). Посторонние предметы облегчают состояние, помогают избавиться от зуда и неприятных ощущений. Помимо физиологических факторов, есть еще и психологические. Привычка засовывать пальцы и предметы в рот может возникать по разным причинам. Одни дети испытывают дефицит внимания, другие – переживают стресс и пытаются таким образом успокоиться.

Комаровский говорит о том, что привычка тащить в рот посторонние предметы может быть связана с более серьезными проблемами. Если она сохраняется у ребенка старше 3 лет, следует обратиться к педиатру. Диагностировать анемию позволяет общий анализ крови, обнаружить нарушения в работе органов чувств – консультации узких специалистов.

Избавиться от привычки поможет развитие других органов чувств. Можно сделать упор на тактильные ощущения (для этого подойдут пальчиковые игры). Со временем ребенок поймет, что трогать и рассматривать окружающие предметы не менее интересно, чем пробовать их на вкус.

Чем это опасно?

В течение первого года жизни привычка не только нормальна, но и необходима. Она позволяет исследовать окружающий мир и облегчает дискомфорт, возникающий при появлении молочных зубов. Чтобы малыш не причинил себе вреда, нужно тщательно отбирать предметы для удовлетворения сосательного рефлекса.

Они должны быть чистыми, прочными, изготовленными из безопасных и гипоаллергенных материалов, без мелких деталей и острых углов. По мере взросления, ребенка рекомендуется отучить от этой привычки, т. к. она является достаточно опасной.

К числу возможных последствий относят:

  • повреждение стенки кишечника острым предметом – иголкой, куском стекла;
  • отравление бытовой химией, лекарственными препаратами, различными ядами;
  • попадание в организм инфекции, глистов и паразитов (особенно если в квартире есть домашние животные);
  • закупорка дыхательных или желудочно-кишечных путей.

Данная привычка представляет опасность для жизни и здоровья малыша. Кроме того, сосание и жевание посторонних предметов вызывает брезгливость у окружающих.

Что делать родителям?

Как отучить ребенка тащить все в рот? Дети во всем подражают родителям, поэтому начинать нужно с себя: не использовать зубочистки, выбрасывать упавшую на пол еду и пищу. Также стоит попрощаться с вредными привычками (перестать грызть ногти, наконечники ручек и карандашей).

Прорезыватель поможет пережит период прорезывания зубов

Важно четко разграничивать вещи, которые можно и нельзя брать в рот. Запрет не должен выглядеть, как прихоть родителей, поэтому каждое свое решение нужно аргументировать. Если ребенок пытается взять с пола ватную палочку, следует сказать ему, что она невкусная, грязная и ей можно подавиться

В качестве альтернативы можно предложить печенье со стола (если хочется есть) или специальный прорезыватель (когда режутся зубки). Задача взрослых во время воспитания – придерживаться одной модели поведения. Требования, запреты и разрешения должны исходить от всех родственников и быть постоянными.

Особенно важно сообщить об этом бабушкам и дедушкам (они жалеют детей и позволяют им намного больше, чем родители).

Если причина кроется в стрессе или недостатке внимания, следует окружить малыша любовью и заботой. Ребенок должен понимать, что рядом есть родители, которые всегда успокоят его и поддержат.

Если проблема вызвана прорезыванием зубов, нужно купить специальное приспособление для облегчения зуда (некоторые из них обладают охлаждающим эффектом). Длительное сохранение привычки требует обращения к врачу, сдачи анализов и проведения необходимых обследований. Возможно, ребенок нуждается в лечении.

Ребенок должен всегда понимать, чем обусловлен тот или иной запрет.

Советы специалистов

Чтобы отучить малыша от вредной привычки, специалисты рекомендуют:

  1. играть вместе. Рассказывать малышу о происхождении и назначении мелких деталей: «Это колпачок от ручки. Его можно снять и надеть обратно», «Это кубик. Давай поставим его так, чтобы получилась картинка»;
  2. учить взрослому поведению. Дети любят новые игры, поэтому родители могут взять это на вооружение. Следует рассказать малышу о том, что такое мусор и куда его нужно выбрасывать. Однако у этого метода есть недостаток. Когда ребенок научится пользоваться ведром, в нем может оказываться все, что лежит на полу (в т. ч. нужные вещи). Чтобы избежать этого, стоит завести для малыша отдельный игрушечный контейнер;
  3. отвлекать. Нужно хвалить малыша за хорошее поведение и направлять его внимание на другие вещи, когда он пытается поступить неправильно. Если ребенок тянет что-то в рот, стоит отвлечь его книгой, игрой или даже едой.

Многие родители допускают ошибки во время воспитания:

  1. вырывают предметы из рук. Когда взрослые пытаются забрать какую-то вещь у ребенка, она приобретает для него максимальную ценность. Малыш выпустит предмет только тогда, когда его отвлечет что-то более интересное;
  2. приказывают, кричат. Не стоит использовать авторитарный подход, сопровождать действия словами «нельзя, потому что я так сказала» и уж тем более демонстрировать физическую силу. Дружелюбное общение подкупает и вынуждает идти на компромисс, а крики – вызывают стресс и усугубляют вредную привычку.

Видео по теме

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок все тянет в рот:

Если ребенок тянет все в рот, причины могут быть физиологическими и психологическими. До 1 года такое поведение считается нормальным, затем нужно принимать соответствующие меры. Если родители не могут справиться самостоятельно, следует обратиться к педиатру или детскому психологу.

Ребёнок берёт всё в рот: почему и как отучить?

После рождения ребенок каждым своим шагом и движением начинает знакомиться с окружающим миром.

Многих мамочек волнует вопрос, как отучить ребенка брать все в рот, ведь с полугода это явление стабильное и постоянное. Не стоит паниковать и действовать без анализа ситуации.

Давайте обсудим этот вопрос подробнее.

Причины: почему ребенок тянет все в рот?

Большинство мам очень четко видят, что в районе 5–6 месяцев ребенок постоянно тянет все в рот. Для этого возраста — это нормально и естественно.

Читайте актуальную статью Что должен уметь ребенок в 6 месяцев>>>

У человека, в том числе и малыша, во рту находится огромное скопление нервных окончаний. Именно с помощью этой чувствительной зоны малыш пытается познавать окружающий его мир на вкус.

Даже, если ребенку год, и он все тянет в рот, расстраиваться не стоит. До 2–3 лет такой способ знакомиться с окружением может остаться самым главным.

На заметку! Поводом для паники и беспокойства, наоборот, должно стать то, что кроха не пытается исследовать окружающие его предметы, не делает попыток облизать игрушки.

Читайте также Когда ребенок начинает держать игрушку в руках>>>

Еще одной не менее распространенной причиной, почему дети все тянут в рот, является физиологическая особенность детского организма в этом возрасте.

С 4–5 месяцев начинаются процессы прорезывания зубов. Десна чешутся и болят, а с помощью посторонних предметов ребенок попросту их чешет, облегчая свое состояние. Подробнее о прорезывании зубов у детей>>>

Психологический аспект

Кроме физиологических особенностей детского организма, есть еще и психологическая сторона. Дети могут тянуть руки и различные предметы в рот из-за нехватки внимания со стороны взрослых.

Отправляя в рот свои пальчики и руки, кроха пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс. Именно с ним ассоциируется любовь и внимание мамы. Когда этого не хватает, в ротик попадают разные предметы.

Особенно часто такой момент ощущается у детей старше 3 лет.

Поэтому стоит присмотреться к своему ребенку, и понять истинную причину. Ведь любовь и забота — это главные потребности ребенка, без которых он чувствует себя покинутым и одиноким. Изменить ситуацию могут только родители.

Стоит быть осторожным с народными методами, которые использовались ранее для того, чтобы отучить ребенка тянуть пальцы и предметы в рот.

Многие пробуют мазать руки горчицей, перцем. Конечно, избавиться от внешних проявлений может и получится, но проблема останется внутри у малыша.

Этапы познания мира на вкус

Процесс познания окружающего мира у младенца происходит постепенно. После того, как он начинает осознанно двигать ручками, то первыми в ротик попадают именно пальчики.

Затем кроха стремится попробовать на вкус всю свою руку. В этом случае родители видят ребенка, насасывающего кулак. Иногда дети так глубоко засовывают всю ладонь, что может произойти рвота.

Более подробно об этапах познания своего тела, развитии и воспитании смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Но наибольшая активность в сфере изучения мира на вкус начинается с полугода, когда ребенок садится и может самостоятельно брать посторонние предметы.

Отправляя попавшую в руки вещь в рот, ребенок составляет о ней определенное впечатление. Причем не только о ее вкусе, но и о форме и структуре.

Читайте о развитии ребенка по месяцам до года>>>

Стоит запастись терпением, так как чаще всего этот период познания продолжается приблизительно до 2 лет. Некоторые дети отвыкают быстрее.

Важно! Для детей до 2–3 лет привычка брать все в рот вполне естественная, поэтому бороться с ней не то что бессмысленно и бесполезно, но даже вредно.

Но все же важно знать, как отучить ребенка брать руки в рот, ведь в дальнейшем это может перерасти во вредную привычку.

Как отучить малыша совать все в рот

Как уже было отмечено, к особенности малыша в раннем возрасте стоит относиться снисходительно. Но многих родителей беспокоит больше вопрос гигиены и безопасности.

Чтобы малыш не навредил себе, пока будет исследовать окружающий мир на вкус, следует придерживаться простых правил. И вопроса, как отучить ребенка тащить все в рот, возникать не будет.

Не стоит ругаться

Основным двигателем детей в развитии является их огромное любопытство. Не стоит отбирать у ребенка предметы, которые он берет, а тем более, ругать его за это.

Если постоянно запрещать ему изучать окружающий мир, то постепенно у малыша пропадет желание к обучению. Бороться с этим, когда ребенок пойдет в школу, будет очень сложно.

Читайте интересную статью Как не кричать на ребенка>>>

В первую очередь безопасность

После того как стало понятно, почему ребенок все тянет в рот, важно обеспечить ему полную безопасность и гигиену. Это самый правильный и основной момент.

Из окружения малыша следует исключить все опасные предметы. Ему должны быть доступны только безопасные игрушки и предметы. Естественно, в пределах доступности не должно быть мелких частей игрушек, которые можно проглотить.

Не стоит говорить о том, что все игрушки и предметы, которые могут попасться исследователю на пути должны быть чистыми. А так, пусть изучает и знакомится.

Читайте важную статью Безопасный дом для малыша>>>

Время обучения

Период, когда малыш с интересом берет все в ротик, можно использовать в воспитательных целях.

Это прекрасное время, чтобы познакомить его с таким важным словом, как «нет». Если во рту малыша оказывается что-то непозволительное, то забирать стоит с четкими словами: «Нет, опасно». И предложить то, с чем можно поиграть.

Важно! Это не значит, что с первого раза ребенок будет слушать и поймет значение этой фразы, но постепенно он поймет, что от него родители добиваются запретом.

Для годовалых детей вопрос постановки границ является первостепенным. Ведь ребенок уже не находится у вас на руках, он свободно перемещается по квартире и у вас должна быть выработана система правил и запретов, обеспечивающая безопасность ребенка.

О границах, запретах и обучении ребенка слушаться маму, смотрите интернет-семинар Мама — главная! — курс о том, как повысить свой авторитет и распрощаться с детскими капризами.

Приобретение прорезывателя

Если причиной того, что в рот попадают все предметы без разбора, а малыш их грызет, стало прорезывание зубов, то просто «нет» тут не поможет.

Облегчить боль и зуд малышу, могут помочь специальные прорезыватели. Это резиновые игрушки, которыми малыш чешет десны. Они ускорят процесс роста новых зубов.

Читайте статью по теме: Прорезыватели для зубов>>>

Рекомендации

За долгие годы практики, сформировались основные способы, которые помогают большинству мам, справиться с познавательным интересом ребенка.

Вот, что вы можете предпринять:

  1. Если в комнате есть предмет, который реально нельзя брать в рот, то его стоит вообще убрать из поля зрения ребенка.
  2. Облегчить боль и зуд десен помогут не только специальные игрушки, но и гели (читайте подробнее о гелях при прорезывании>>>)
  3. Игрушки, которыми постоянно пользуется малыш, следует каждый день мыть, а мягкие — периодически стирать.
  4. В запретах и разрешениях нужно быть последовательным, если один из взрослых что-то запрещает, то второй это разрешать не должен. Если «нет», то всегда «нет». И наоборот.

Получается, что задаваться вопросом, как отучить ребенка совать все в рот лет до 2 даже не имеет смысла. Ваша задача – обеспечить познавательную и интересную среду для ребенка. А также следить за безопасностью, вовремя пресекая засовывание в рот опасных предметов.

Счастливого материнства!

Нет такого ребенка, который не пробовал бы на вкус предметы и крошки, поднятые с пола. Но беспокойство родителей вызывают не единичные случаи, а регулярное и постоянное их повторение. Причины, по которым эту привычку надо искоренять:

  1. Опасность проглотить предмет, который может перфорировать стенку кишечника – маленькую батарейку, приводящую к кислотному разъеданию тканей, иголку, кусок стекла.
  2. Отравиться таблеткой, бытовой химией, ядом и т. п.
  3. Опасность подавиться; проглотить предмет, который может застрять при прохождении по желудочно-кишечным путям.
  4. Попадание инфекции, заражение глистами или паразитами, особенно если в доме живут домашние питомцы.
  5. Ребенок, который все тянет в рот, вызывает неприязнь и брезгливость у окружающих.

Для начала надо разобраться в причинах

С 4 до 7 месяцев – это прорезывание зубов, стремление чесать десна, пробуждение интереса к окружающим предметам.

Годовалые дети таким образом познают мир.

У детей после 2,5 лет – перерастание во вредную привычку, основная причина – мама вовремя не отучила.

Как бороться – ошибки со стороны родителей

Дети – пример подражания своим родителям, и прежде чем ругать ребенка и запрещать ему, следите за собой. Вот пример основных ошибок, которые допускают родители:

  • Упавшую на пол еду (дольку мандарина, конфету, печенье, даже если они в обвертке) не поднимайте в свой рот, а демонстративно, чтобы он видел, несите в мусорное ведро.
  • Многие мамы не замечают за собой грубейшую ошибку – подбирают и доедают еду, которую ребенок вытолкнул во время кормления. Ребенок считает эту порцию ненужной, и вы тоже выбросите ее в мусор.
  • Неудовлетворительная чистота в доме. Убирайте в квартире каждый день пылесосом, делайте влажную уборку. На кухне убирайте после каждого приготовления и употребления пищи. Если на полу не окажется ничего вкусного, ребенок и не будет проявлять интерес к этим предметам. А если ребенок пробует на зуб все что валяется, это означает, что вкусное с пола ему попадалось. Протирайте регулярно игрушки ребенка влажной мыльной салфеткой. Игрушки, которые он грызет, мойте с мылом ежедневно.
  • Не пользуйтесь на глазах у маленького ребенка зубной нитью, зубочисткой, не раскусывайте перед ним орешки, нитки, упаковки, пакеты, какие-то другие несъедобные предметы. Если в доме есть старший ребенок, то его также отучите грызть ногти, карандаши, ручки, ведь маленький будет стремиться все повторить за лучшим другом.
  • Не стоит приучать ребенка к пустышке только для того, чтобы он не тянул что-то в рот, от нее тоже придется отучать.
  • Кладите вещи на свои места, чтобы ребенок не ходил и не подбирал их за вами в рот.
  • Не рекомендуется намазывать пальчики перцем или горчицей – вдруг малыш потрет ими глазки. И таким образом вы нарушите представление ребенка о предмете, в некоторой степени его запугаете.
  • Ни в коем случае нельзя ребенка шлепать! Не ругайте ребенка и не бейте по рукам, губам, это только больше спровоцирует его на познание вкуса подобранных с пола крошек. Объясняйте спокойно и с улыбкой: «ого, какая кака лежит», «а давай – кто быстрее ее выбросит». Еще до года объясните ребенку, что на запретные вещи вы покажете ему с улыбкой пальчиком «ну-ну».

Как отучить ребенка все тянуть в рот?

  • Запрещайте брать в рот не только сейчас, но и завтра, и послезавтра, и дальше.
  • Запрещать должна не только мать, но и другие члены семьи.
  • Старайтесь всегда играть вместе. Когда ребенок находит мелкие детальки, рассказывайте откуда они и для чего, переводите интерес ребенка в правильную сторону: «бусинка была в заколочке, вот как красиво»; «кнопочка от платьица, это застежка», «этот кубик от нашей новой игрушки, вот где он должен быть», «этот колпачок от ручки, смотри, как интересно снимать и обратно надевать», «а в ротик брать нельзя, для этого есть вот такая вкусняшка».
  • Если ребенок тянет в рот пульт, тапки, мыльницу, то просто возьмите другой такой же предмет и покажите, что ими надо делать, для чего эти вещи предназначены. Но не вырывайте из рук! Вы должны понимать: что бы ребенок не держал в руках, пусть даже сырой картофель, когда вы начинаете забирать, он приобретает самую высокую ценность.
  • Не вырывайте запрещенные вещи у ребенка из рук с фразой: «ты что?»,или «нельзя, я сказала!»; объясняйте даже восьмимесячному малышу, почему запрещаете тянуть в рот, учитесь общаться с ребенком, понимать друг друга, и он вам ответит взаимностью.
  • Если мелкий предмет уже во рту, не стоит паниковать и орать на малыша – попросите показать язычок, зубки, чтобы он сам его вытолкнул.
  • Учите ребенка все отдавать в ваши руки, хвалите его за это, гладьте по головке.
  • Когда ребенок опять начинает что-то класть в рот, отвлеките, заманите к игре, книге, одновременно оттягивая «предмет добычи» в сторону.
  • В гостях, когда малыш с любопытством трогает все новые игрушки, отвлекайте от желания попробовать их на вкус положенным в руку сухариком.
  • Учите ребенка пользоваться мусорным ведром. Детям нравятся новые взрослые игры, показывайте, что соринки надо выбрасывать в ведро. Может, ему стоит поставить свое отдельное маленькое мусорное ведерко с нарисованными зверюшками.
  • Совсем другой поворот дела, если у ребенка прорезаются зубы (обильно течет слюна, капризничает по ночам, воспаленные десны) и он просто пытается почесать во рту. В этом случае купите ему прорезыватель для зубов, желательно не один, обезболивающий гель. Давайте ребенку овсяное печенье и сухие корочки хлеба. Мойте ежедневно те игрушки, которыми он чаще пользуется.

Когда стоит задуматься о состоянии здоровья малыша

Привычка грызть ногти может быть реакцией на стресс.

  • Если ребенку исполнилось 3 года и больше, а он постоянно что-то грызет (ногти, карандаши, кожу рук и др.), – это может быть реакцией на стресс.
  • Если ребенку исполнилось 3 года, а он все новое берет в рот. Это может быть из-за недостаточной функции органов чувствительности (слуха, зрения, обоняния, тактильной осязательности). Решите вопрос с педиатром о необходимости консультации узкого специалиста.
  • Если ребенок старшего возраста берет в рот мел, песок, металлические предметы, это может быть симптомом анемии. Надо сдать анализ крови.

Дети с психическими расстройствами не могут контролировать свои действия, поэтому требуется особое пристальное внимание за ними.

Зигмунд Фрейд считал привычку все тянуть в рот не вредной, а даже полезной для изучения окружающего мира, ведь ни один орган не способен выдать такую четкую информацию о предмете, как рецепторы, расположенные в ротовой полости.

Антропологи из Калифорнийского университета считают, что эта привычка поможет избежать в будущем аллергических и ревматических заболеваний. Засовывая в рот разные предметы, ребенок знакомит свою иммунную систему с вредными и безопасными бактериями, грибами, пылью и другими аллергенами. Организм маленького ребенка не получает вреда, т. к. защищен переданным от матери иммунитетом, барьерными антителами грудного молока.

Может быть, вы найдете другие способы отучения ребенка от этой неприятной привычки. Но что бы вы ни применили, учитывайте, что ребенок – тоже человек, и не стоит его воспитывать методами диктата и подавления, неуместными в современном мире.


Почему малыши все тянут в рот?

В норме малыши до 1,5–3 лет все тянут в рот. Хотя все индивидуально, и границы могут размываться. Тяга эта объяснима. Во внутриутробном периоде ребенок получал все необходимые вещества через пуповину. После рождения еда начинает поступать через рот, и становится жизненно важно освоить оральный способ ее получения. Так что эта часть тела на данном этапе действительно приобретает совершенно особый статус. И это биологически обоснованная перемена. Однако через рот поступает не только пища. Почти все удовольствия, которые может раздобыть для себя младенец, связаны с сосанием. А это удовлетворение голода и утешение в печали. Ведь, когда надо успокоиться, ему тоже требуется грудь. Рот ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями. И тянуть все в рот ему очень даже нравится. Чего не скажешь о родителях.

Орган чувств

Помимо главного предназначения рот в определенном смысле превращается в еще один и очень важный орган осязания. С его помощью малыш пробует этот мир на вкус. В прямом смысле слова. Ребенок при помощи языка и губ узнает о свойствах самых разных предметов, при этом в зависимости от их вкуса и текстуры испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Взаимоотношения с мамой и возможность удовлетворить свои потребности на данном этапе формируют базовое доверие либо недоверие к миру и к людям.

Тянуть в рот все, что только попадает к ним в руки, дети начинают ближе к 5–6 месяцам. Так они знакомятся с предметным миром, что в конечном счете будет способствовать зарождению самостоятельности. Полезные тренировки

Первые два месяца ребенок пробует все на вкус, непосредственно подтягиваясь ртом к объекту исследования, а после третьего месяца жизни и до 1,5–3 лет уже рука все подносит ко рту. На этом этапе активно развивается как крупная, так и мелкая моторика. Чтобы предмет поднести ко рту, к нему нужно приблизиться (подползти, подойти, подтянуться) и крепко схватить, далее поднести ко рту.

На освоение речи эта «вредная» привычка тоже влияет. Когда малыш все тянет в рот, он тренирует мышцы языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, которые участвуют в артикуляционной деятельности.

Оральная стадия

Зигмунд Фрейд выделил пять стадий психосексуального развития личности, и первую из них он назвал оральной. Свою теорию он выдвинул более века назад, тем не менее некоторые ее постулаты актуальны и на сегодняшний день. Эти особенности тоже стоит учитывать, подбирая воспитательные тактики для контроля и надзора за «вредной» привычкой.

0 месяцев – 1,5 года

Оральная стадия, по Фрейду, охватывает возраст с рождения до полутора лет. По современным представлениям сюда относятся период младенчества (от 0 до года) и раннего детства ребенка (с 1 до 3 лет). Оба этапа – время активного сенсорного развития. Сейчас тренируются все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Параллельно малыш остро нуждается в тесном и искреннем эмоциональном контакте со значимым взрослым. Чаще всего с мамой, а если она отсутствует по каким-то причинам, то с замещающим ее человеком – папой, бабушкой, няней. В этот период очень важно целовать, обнимать, гладить ребенка. Если у мамы с малышом тесная связь не выстраивается, он может начать отставать в развитии.

На этой стадии закладываются основные установки: зависимости/независимости, доверия/недоверия в отношениях с людьми, чувство опоры/уверенность в невозможности получить помощь от других людей. То есть идет закладка базисного доверия к миру и к людям. На этом этапе ребенок сосет мамину грудь, чувствует нежность и любовь по отношению к себе.

Пустышка на оральной стадии развития никакой важной роли не играет. Она не помогает и не мешает ребенку: он всегда может от нее избавиться и взять в рот нечто иное или поупражняться в речи. Пустышка просто успокаивает беспокойного малыша и помогает детям с чрезмерным сосательным рефлексом.

Если контакт с мамой слабый, вместо груди малыш может начать сосать палец. Цель одна: уменьшить напряжение, которое возникает в связи с нехваткой материнской заботы. Чтобы избежать подобных проблем, многие психологи рекомендуют длительное грудное вскармливание по требованию.

А еще на этой стадии важно избегать крайностей. Гипо- или гиперопека со стороны мамы негативно сказывается на психоэмоциональном развитии ребенка. В будущем он может стать, соответственно, чрезмерно зависимым или, наоборот, чрезмерно независимым (то есть не будет нуждаться в близких доверительных отношениях), доверчивым или недоверчивым.

ну-ка, укуси!

С 6 месяцев начинается вторая фаза оральной стадии – орально-садистическая. В этот период у малыша прорезываются первые зубки.

Теперь жевание и кусание становятся ответной реакцией на фрустрацию – чувство огорчения, печали, грусти, которые сопровождаются тревогой. Чаще всего малыша сильно расстраивает долгое отсутствие мамы или отказ в удовольствии. В этом возрасте ребенок, не видя маму, страдает так, как будто потерял ее навсегда. Ваша задача – помочь ребенку понять, что мама не пропадает, она всегда возвращается. Для этого идеально подходит простая игра в «ку-ку». Вы закрываете лицо руками, затем убираете их и говорите «ку-ку». Потом выходите из комнаты, продолжая говорить с ребенком, чтобы он сумел понять, что даже если маму не видно, она все равно есть и скоро к нему вернется.

В этом возрасте дети часто кусают мамину грудь. Если это произошло, будьте снисходительны. Помните, что ребенок причиняет вам боль невольно, зато ваша реакция будет иметь далеко идущие последствия.

Если вы ответите агрессивно, то в дальнейшем малыш в случае недовольства будет кусаться. Правильнее отстранить ребенка на несколько секунд, сделать грустное лицо и сказать: «Мне больно», но только без ноток обвинения в голосе. Дальше надо выждать несколько секунд, взять ребенка на ручки и ласково с ним поговорить. Так будет формироваться правильный поведенческий паттерн добра и прощения.

Очень важно, чтобы в этот период расставания с мамой проходили плавно. Если вам нужно выйти на работу, постарайтесь сделать так, чтобы малыш привыкал к долгой разлуке с вами постепенно. И имейте в виду: если сбой приключается на второй оральной стадии, человек вырастает великим спорщиком, полным сарказма, с пессимистичным взглядом на жизнь и циничным отношением к миру, с потребностью доминировать и эксплуатировать других людей. Остаточное оральное поведение выражается в курении, необузданном аппетите, привычке грызть карандаши или ногти. Человек с оральным типом характера инфантилен и не способен откладывать свои сбережения.

Можно, но осторожно Недооценить важность оральной стадии просто невозможно. Строгие запреты будут тормозить развитие малыша. Важно не запрещать и ругать, а быть рядом и помогать ребенку знакомиться с окружающим миром самым безопасным способом.

  • Необходимо обеспечить малышу максимальную безопасность. Уберите из зоны его доступа все колющие и режущие предметы, бытовую химию и легко бьющиеся предметы. Если у вас есть старшие дети, следите, чтобы малыш не подобрал «в гостях» у брата или сестрички мелкие детали от конструктора или игрушек.
  • Если ребенок берет грязный, опасный предмет в рот, его необходимо остановить. По возможности останавливаем спокойно. Говорим коротко и четко: «Это несъедобное», «Мы это не едим», «Это опасно». Будет хорошо, если вы сможете объяснять, как с этими несъедобными предметами принято обращаться. Разумеется, после того, как вытащите их изо рта малыша.
  • Используйте простые и понятные, но обычные слова. Упрощенные варианты вроде «Это кака» или «Фу!» обедняют речь. Когда у малыша начнут резаться зубки, предлагайте альтернативу (прорезыватель, соску, сушку…).
  • Насыщайте ребенка сенсорной информацией в безопасном режиме. Предлагайте игры на развитие сенсорного восприятия.
  • Даже если ребенок нарушает правило, очень важно не подвергать его психологической и физической агрессии. Ребенок поступил неверно – поступок не одобряем, а ребенка любим и прощаем.

Совет дня: отучите ребенка тянуть в рот все подряд

На детской площадке мамы обычно внимательно наблюдают за детьми. Ведь всегда найдется тот малыш, кто решит попробовать песок на вкус. Чтобы происходит после этого: родительница просит ребенка выплюнуть песок, промывает рот водой, и в течение дня ждет последствий этой «дегустации».

Мам всегда волнует такое детское поведение, ведь они стараются оградить малышей от инфекции. А здесь дети сами тянут ее в рот…

Спокойно, сейчас разберемся, – комментирует ситуация психолог и многодетная мама Лариса Суркова. – Вот если вы, взрослый человек, видите что-то новое или берёте подозрительный продукт, вы что делаете?

Как правило, взрослый человек нюхает, иногда даже не замечая этого!

А малыш? Он познает весь мир через рот! Пока он маленький и его не пускают на пол, то это руки/ноги и игрушки, если их дают в рот.

Когда спускают на пол, в ход идёт все: игрушки, предметы интерьера и домашние животные.

Так накапливаются знания об этом мире. Упрощённо это выглядит так: собаку лизнул — волосатая, противно, а значит, собака не съедобна.

© Instagram @svetlanasidora

Кроме того, знания накапливает иммунная система малыша. Нет, это не значит, что ребёнка надо на помойке держать. Но и крайности и паники на тему чистоты не надо.

Что мы имеем в итоге?

Примерно к 14 месяцам, при нормальной реакции родителей, тяга тянуть все в рот проходит.

Если этой теме уделяют гипервнимание и постоянно одёргивают: «Не трожь; не бери», то это нормальное развитие ломается. И закрепляется желание все тянуть в рот хоть и в 15 лет. Ведь с позиции психики, «раз все кричат и паникуют, значит, это привлекает внимание и надо делать чаще.

© Instagram @t_tatyana_vm

Мамочки признались: как только они начали спокойнее относиться к тому, что ребенок все стремится попробовать, детская дегустационная активность стала ниже. И согласились, что нужно не запрещать, а зорко наблюдать, чтобы кроха не хлебнул воды из совочка, не лизнул колеса коляски, не попробовал на вкус корм домашнего питомца. Чем меньше соблазнов – тем проще. И всегда объяснять, чем может завершиться нездоровое любопытство – заболит животик.

А вам знакома ситуация, когда ребенок стремится все попробовать? Как справляетесь?

Пресс-центр

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: что делать, если ребенок постоянно что-то грызет, тянет руки в рот

На горячую линию Гуманитарного штаба Рината Ахметова продолжают поступать обращения от родителей, нуждающихся в квалифицированном совете психолога. Один из наиболее частых вопросов – вредные привычки у детей. О том, что делать, если ребенок 5-10 лет постоянно тянет руки в рот, грызет разные предметы, рассказала Марина Сорокина, координатор Психологической службы Гумштаба.

«Когда ребенок постоянно грызет ручки, карандаши, тянет руки в рот – это говорит о наличии у него психологической либо неврологической проблематики, – объясняет Марина Сорокина. – Данную проблему не стоит игнорировать в надежде, что ребенок просто перерастет. Но нельзя его и ругать, наказывать, высмеивать. Это лишь усугубит ситуацию».

По мнению психолога, причиной таких проявлений у ребенка могут быть:

  • высокий уровень тревожности;
  • сложности с проявлением чувств, в т.ч. агрессии;
  • напряжение, вызванное психотравмирующим событием или неблагоприятным психоэмоциональным фоном в семье, в т.ч. завышенные требования, гиперконтроль, социально-ориентированный стиль воспитания;
  • регресс на фоне психотравмирующего события (ребенок становится как бы младше, возвращается оральная фиксация, дети, таким образом, пытаются успокоить себя).

«Чтобы помочь ребенку, необходимо выяснить причину данного состояния. Поговорите о его чувствах и переживаниях. Внимательно выслушайте, что его беспокоит. Ни в коем случае не высмеивайте и не осуждайте ребенка. Избегайте фраз «такой большой, а руки по-прежнему во рту», от них напряжение будет только нарастать. Дайте ребенку понять, что вы его любите и готовы прийти на помощь. Создайте теплую, принимающую, доброжелательную атмосферу в семье. Научите ребенка различать чувства и эмоциональные состояния. Объясните, как проявлять агрессию социально-приемлемым способом, устройте бой подушками или пометайте дротики», –советует Марина Сорокина.

Лепка, рисование, различные игры с водой и песком также помогут ребенку снять напряжение. Еще можно освоить простую технику дыхания, которая в нужный момент поможет успокоиться и расслабиться: спокойный глубокий вдох через нос, задержка дыхания на несколько секунд, затем плавный выдох через губы трубочкой.

«Уделяйте ребенку как можно больше внимания. Не стоит требовать обещания «так больше не делать». Просто потому, что не делать так он не может», – уточняет координатор Психологической службы Штаба Ахметова.

Если же ваш ребенок пережил травмирующее событие, и вы не можете самостоятельно справиться с проблемой, обращайтесь за помощью к психологу.

Чтобы связаться с психологами, прошедшими курс «Травма войны», необходимо заполнить форму онлайн-обращений или позвонить на бесплатную горячую линию Штаба 0800 509 001.

Поделиться новостью: Наверх Главная

Как удовлетворить потребности, скрывающиеся за желанием грызть предметы или сосать пальцы?

В чем проблема грызения предметов?

Портится зубная эмаль от контакта с деревом карандашей и пластмассой ручек, попадают микробы с грязных предметов. Если просто запретить – начнется грызение ногтей, травмы кутикулы и все та же инфекция. Поэтому мы не запрещаем ребенку грызть – просто даем безопасные и специально предназначенные для этого предметы:

  • детские грызунки-прорезыватели для малышей;
  • специальные насадки из пищевого силикона на ручки и карандаши (можно купить за границей по ключевому слову chewelry – буквально «бижутерия для жевания»);
  • слингобусы и слингобраслеты из пищевого силикона. Предназначенные для мам и малышей, они выглядят вполне стильно, как обычные украшения, поэтому такой браслет или кулон можно спокойно надеть и в школу-садик.

Обязательно проводжим тщательную разъяснительную работу на тему: «Убедись, что то, что ты собрался грызть — чистое».

Также прекрасно работают пищевые уловки:

  • давайте ребенку на перекус кусочки хрустящих, сочных, интересных для жевания продуктов: морковка, яблоко, крекеры и сухарики, сельдерей, пастила и тд;
  • давайте пить из трубочки, особенно густые напитки типа смузи, киселя, молочного коктейля;
  • также необходимую стимуляцию можно «добрать» за счет интересного вкуса продуктов – используйте пряности, травы, необычные сочетания вкуса.

Все эти рекомендации можно и нужно использовать и взрослым, которые так же любят все грызть и тянуть в рот в минуты волнений или сосредоточенности.

Уважайте свои и детские потребности и ищите креативные способы их насытить!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *